Юннатское движение в Республике коми

Юннатское движение в 2018 году отмечает свое 100летие. Остались ли сейчас юннаты? Если да, то какие они сейчас, современные юннаты? Ушло ли с пионерским движение юннатское? Для начала необходимо вспомнить как возникло данное движение, как развивалось, с каким трудом достигались результаты.

То поколение, чьи школьные годы совпали с пионерскими, всё ещё помнит работу на пришкольном участке и в живом уголке родной школы. Многие также прошли через Станцию юных натуралистов: трудились в теплицах и на участках по выведению новых сортов, разводили кроликов, пчёл, дружно собирали урожай. Заглянув в архивные фотографии, можно часами разглядывать снимки улыбчивых ребят, которые с удовольствием и самоотдачей трудились во время посевной и сбора урожая, а также занимались исследовательской деятельностью.

 г. Сыктывкар

 15 июня 1918 года, в труднейшее для России время, когда страну терзали голод и разруха, шла гражданская война, в Москве, в Сокольниках, возникло первое детское внешкольное учреждение - станция юных любителей природы. Она начала свою работу под лозунгом "Ближе к природе". Так было положено начало юннатскому движению в стране.

В нашей республике, датой зарождения юннатского движения считается 13 марта 1941 года. Тогда приказом Наркомзема была организована Республиканская станция юных натуралистов и опытников сельского хозяйства. Валентине Михайловне Потолицыной предложили стать её руководителем. Она рассказывала, что было страшновато браться за эту работу, хотя уже имелся опыт педагогической и опытнической работы в Микуньской средней школе и школе №1 г. Сыктывкара. Когда она сообщила в своем классе школы №1, где тогда работала, об организации станции и её задачах, ребята восприняли сообщение с большой радостью. Гектар земли, который был выделен станции (в середине квартала между улицами Ленина, Пушкина, Интернациональная, Куратова – сейчас это территория детского сада), позволял развернуть многоплановую опытническую работу.

Начавший свой путь в грозные военные годы наш центр экологического образования переживал разные времена, очень трудными были 90-е гг. Но выстоял. На протяжении всех лет существования учреждения, работники вносят большой вклад в развитие экологического образования детей республики.

За свои 77 лет, во главе Центра стояло много руководителей, которые всегда были верны воспитанию экологически грамотных личностей.

На сегодняшний день в Центре 80 сотрудников, 8 учебных кабинетов, в которых занимаются около 1500 учащихся школ города, воспитанников детских садов, а также учащихся других районов Республики Коми.

В Центре располагается  зоопарк – самый северный в Европейской части России, зарегистрированный в Евро-Азиатской региональной Ассоциации зоопарков и аквариумов. Коллекция насчитывает свыше 100 видов животных. У каждого животного свой характер, свои предпочтения, они знают тех, кто за ними ухаживает и кормит, и доверяют им.

Здесь прекрасно себя чувствуют около 780 видов и сортов растений из различных областей земного шара и Республики Коми.

Ведущее направление деятельности Центра сейчас – это совершенствование экологического образования, координация учебно-методической и воспитательной деятельности в дошкольных и школьных образовательных организациях, учреждениях дополнительного образования детей республики.

В республике на данный момент работают еще три станции юннатов: в Объячево, Инте, Ухте.

с. Объячево

В селе Объячево станция юннатов начала свое летоисчисление 37 лет назад. Первым директором приказом РОНО от 11 марта 1981 года была назначена Баталова Валентина Петровна. На данный момент вот уже более 30 лет директором работает Самсонова Валентина Григорьевна. За эти 35 лет станция юннатов располагалась в разных  зданиях: все начиналось в пристройке к Дому пионеров. В 1996 году станцию юннатов перевели в помещение детской библиотеки. А 2000 году предоставили одну половину детского сада «Снежинка», где и сейчас находится станция юннатов. Первым направлением деятельности МБУДО "Станция юннатов" является учебно-воспитательная работа, которая ведется 4 педагогами с охватом на около 270 учащихся. Занятия проводятся как на базе самой станции юннатов, так и на базах других образовательных организаций - это база МБОУ "СОШ" с.Объячево и базы дошкольных организаций.  С детьми реализуются программы естественнонаучной направленности. Уже более 17 лет организована работа «Школы юного эколога» на базе начального звена МБОУ "СОШ" с.Объячево.  Работает детское научное экологическое объединение «Школа исследователя».

В живом уголке станции живут более 100 особей животных 25-ти видов, за которыми ухаживают и нынешние юннаты и сотрудники станции.

г. Ухта

СЮН г.Ухты была создана в 1989г. Братьями Тороповыми – Александром и Виктором.

Идейным начинателем стал Г.А.Карчевский, который стал содержать в вольерах в городском Детском парке некоторых животных: бурых медведей, оленя и т.д.

Строительство станции осуществлялось собственными силами сотрудниками и горожанами.

СЮН была задумана для осуществления педагогической работы с детьми дошкольного и школьного возраста в экологическом и биологическом направлениях.

На данный момент в ухтинской СЮН базируются три детских эколого-биологических объединения: «Зеленый патруль», «Ребятам о зверятах» и «4 лапы» - п.д.о Канда Анна Ивановна, а также проводятся организованные экскурсии для детских групп – п.д.о Матющенко Юрий Иванович.

Вниманию учащихся и экскурсантов предоставляется 37 контактных животных (кролики, морские свинки, крысы, змеи, ящерицы, тараканы, улитки, хорьки, черепахи и т.д.) и ещё более 30 наименований животных, в вольерах, террариумах и аквариумах, доступных для зрительного контакта и дистанцированного общения.

Кто такие юннаты? Это натуралисты, не просто любители природы, а увлеченные своим делом, изучением природы ребята. У современных юннатов много дел и сейчас: они занимаются лесоводством, производят посадку деревьев и участвуют в закладке памятных аллей, проводят опытническую и исследовательскую деятельность, участвуют в экологических конкурсах и акциях.

Республиканский центр экологического образования и станции юннатов республики не останавливаются на достигнутом, всегда совершенствуются, но одно останется не низменным – это взращивание всё новых и новых поколений натуралистов.

 В 2018 году ГУДО РК "РЦЭО" к 100летию юннатского движения был выпущен Сборник "Летопись юннатского движения. Дорой от Станции к Центру экологического образования", который мы рады представить вам. Скачать или посмотреть Сборник можно здесь.

Станция юных натуралистов  при «Центре творчества им.Г.А.Карчевского» г.Ухты была создана в 1989г. Братьями Тороповыми – Александром и Виктором.

Идейным начинателем был  Генрих Адольфович Карчевский, который стал содержать в вольерах на обозрение горожан в Детском парке некоторых животных: бурых медведей, оленя и т.д.

Строительство СЮН осуществлялось собственными силами сотрудников и горожан.

СЮН была задумана для осуществления педагогической работы с детьми дошкольного и школьного возраста в экологическом и биологическом направлениях, а также для повышения уровня культурного досуга и экологической и биологической грамотности простых горожан.

На данный момент в ухтинской СЮН базируются четыре детских эколого-биологических объединения: «Зеленый патруль», «Ребятам о зверятах» «Зоосад» и «4 лапы» всего в этих объединениях обучаются 137 детей- п.д.о Канда Анна Ивановна, а также в течении всего года проводятся организованные экскурсии для детских групп – п.д.о Матющенко Юрий Иванович.

Вниманию учащихся и экскурсантов предоставляется 30 контактных животных (кролики, морские свинки, крысы, хомяки, шиншиллы, змеи, ящерицы, лягушки, краб, тараканы, улитки, такса, кот, хорьки, черепахи, перепелки, курицы, попугаи, мини-пиг, ежи и т.д.) и ещё более 30 наименований животных, в вольерах, террариумах и аквариумах, доступных для зрительного контакта и дистанцированного общения (медведь, питон, дикобраз, еноты, лисы, енотовидные собаки, крокодилы, обезьяны, павлины, фазаны, канарейки, амадины, совы, орёл, дегу, белки, посумы, сурикат, песчанки, насекомые и множество аквариумных рыб) .

На занятиях учащиеся узнают много интересного о природе, её законах; о конкретных, представленных в СЮН животных и растениях, которые они могут тут – же объективно наблюдать и активно контактировать с ними. Дети учатся содержать и ухаживать как за различными декоративными животными (млекопитающими, рептилиями, рыбами, птицами и насекомыми), так и за дикими животными, пострадавшими от антропогенного воздействия, и находящимся на реабилитации после ветеринарного лечения. В процессе обучения ученикам прививается экологическое мышление – ответственное, гуманное отношение к природе и ее детищам в гармоничном и взаимозависимом сообществе.

Из числа учащихся и посетителей образуются команды волонтёров, участвующих в экологических и социальных акциях, экологических десантах , поводимых в г.Ухта и ее окрестностях.

Некоторые из наших выпускников уже нашли себя в профессии эколога, учителя биологии, ветеринара, агронома и медиков.

«Центр творчества им.Г.А.Карчевского» г.Ухты является стартовой площадкой РДШ и СЮН здесь активно поддерживает волонтерские инициативны учащихся в экологическом направлении .

Обо всех видах деятельности и событиях, происходящих в СЮН г.Ухты свидетельствуют городские СМИ. Мы надеемся, что те семена доброты, ответственности, самосознания, которые нам удалость засеять в детские сердца помогут им в жизни, согреют их в трудные мгновения и помогут выбрать  путь к правильному решению в затруднительной жизненной ситуации!

 

Дети любят природу, все живое привлекает их внимание, соприкосновение с природой вызывает у них чувство радости и восторга. Это стихийное проявление чувств у детей требует постоянного внимания со стороны взрослых, которые должны развивать эти чувства и поднимать их на более  высокую ступень, прививать детям сознательное отношение к природе.

Вот именно с этой целью 15 июня 1918 года была организована первая в России станция юных натуралистов. А в селе Объячево станция юннатов начала свое летоисчисление  37 лет назад. Первым директором приказом РОНО от 11 марта 1981 года была назначена Баталова Валентина Петровна. Затем 1982-1985 г.г. директором работала Уляшова Светлана Петровна. И вот уже более 30 лет директором работает Самсонова Валентина Григорьевна. За эти 35 лет станция юннатов располагалась в разных  зданиях: все начиналось в пристройке к Дому пионеров, на месте которого ныне так и незавершенное строительство. В 1996 году станцию юннатов перевели в помещение детской библиотеки, которое располагалось в Доме пионеров. А 2000 году предоставили одну половину детского сада «Снежинка», где и сейчас находится станция юннатов. Деятельность станции юннатов организована по 4-м основным направлениям.

Первым направлением деятельности МБУДО "Станция юннатов" является учебно-воспитательная работа. На сегодняшний день учебный процесс ведут 3 педагога с охватом на 01.01.2018г. 270 учащихся. Занятия проводятся как на базе самой станции юннатов, так и на базах других образовательных организаций - это база МБОУ "СОШ" с.Объячево и базы дошкольных организаций.

Учебно-воспитательная работа учреждения направлена на становление экологического мировоззрения у учащихся, формирование целостного комплекса знаний о природе. В процессе реализации образовательных программ у каждого обучающегося формируется определенная эколого-этическая позиция.Практическая деятельность педагогов станции направлена на организацию общения детей с природой, формированию у них заботливого отношения к окружающей среде, осмысленное представление о биосфере и роли человека в ней. Также более 17 лет организована работа «Школы юного эколога» на базе начального звена МБОУ "СОШ" с.Объячево. Работа  с детьми проводится и на станции юннатов и на базе школы.И наконец – это активизация учащихся для участия в различных конкурсах. В 2014-2015 учебном году наши юннаты приняли участие в 12 мероприятиях разного уровня. Результатом участия стали Сертификаты, Благодарности педагогам и детям, Грамоты участникам, Дипломы участников, памятные подарки,  Дипломы 1 степени-5, Дипломы 2 степени-7, Дипломы 3 степени – 2, Диплом специальный -16. В этом учебном году в копилке участия уже 11 мероприятий, получено Дипломы 1 степени-2, Дипломы 2 степени-1, Дипломы 3 степени – 6.

Другой важной формой учебно-воспитательной работы МБУДО "Станция юннатов" является проведение для школьников и дошкольников, обзорных и тематических экскурсий, которые проводятся в живом уголке, где на сегодняшний день находятся более 100 особей животных 25-ти видов. За 2017 год проведено 56 экскурсий с охватом 805 детей.

Второе направление деятельности и развития МБУДО "Станция юннатов" — массовые экологические мероприятия, ориентированные на активное формирование системы экологических ценностей обучающихся. На базе станции юннатов создана система мероприятий для обучающихся и их родителей. Начинается учебный год с мероприятия «Осенняя эстафета», на которое привлекаем всех желающих. Эстафета проходит по станциям согласно разработанного маршрута по селу Объячево. В этом учебном году она проходила по улице Мира к озеру Дунайты и вокруг него. Далее идут мероприятия «Посвящение в юннаты» и Новогоднее экологическое представление (кратко НЭП). Начало года начинает мероприятие «В гостях у…героя года». За эти годы мы побывали в гостях у разных героев года, даже у Драконов. В начале апреля проводится «Птичий базар» и завершает учебный год «Юннатский фестиваль», на котором подводятся итоги учебного года. Также организуются мероприятия для других образовательных организаций. Благодаря финансовой поддержке районного комитета по охране окружающей среды была возможность организовывать слеты «Содружество юных экологов», в прошлом году  был организован конкурс детского творчества «Животные в годы Великой Отечественной Войны», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне по образовательным организациям района. Приняли участие 120 участников из 10 образовательных организаций.Все материалы размещены на сайте МБУДО "Станция юннатов",  а также на сайте районной газеты «Знамя труда». Ежегодно проводится творческий отчет для групп дошкольников «Знатоки природы», которые занимаются через станцию юннатов. Учащиеся детских объединений принимают активное участие в природоохранных акциях «Помоги животным станции юннатов», «Кормушка», «Ёлочка», «Охрана лесов от пожаров» и т.д., а также в КТД «Красота из мусора»

Третьим направлением деятельности является методическая работа. Целью методической работы является повышение качества педагогической деятельности на станции юннатов. Все педагоги очень серьезно относятся к организации своей деятельности, стараются использовать различные современные педагогические технологии, даже в таких условиях, когда на станции юннатов отсутствует не только мультимедийная техника, но и нет ни одного  рабочего компьютера.

Четвертое направление — инновационная работа. Инновационная деятельность учреждения связана с апробацией и реализацией новых форм, методов обучения и воспитания. В связи с этим хочется отметить работу педагогов в детском научном экологическомобъединении (ДНЭО) «Школа исследователя». Работа в данном объединении нацелена на проектную и исследовательскую деятельность обучающихся. Со своими проектами и исследовательскими работами наши обучающиеся принимают участие в районных и республиканских мероприятиях и занимают призовые места.

С 2012 года имеется свой сайт по адресу:http://sun-priluz.ucoz.ru, где можно узнать все новости станции юннатов. С 2014 году организована группа В контакте (https://vk.com/club79508784).

Главное, конечно, в успешной работе – это кадры. В настоящее время плодотворно трудятся педагоги Дуркина Т.Д. (стаж работы в учреждении более 15 лет); Лихачева Г.А. (стаж работы в учреждении около 10 лет); первый год работает методистом Хозяинова Т.Г..  Особое место в работе станции юннатов занимает обслуживающий персонал. Без их ежедневной кропотливой работы невозможна была бы жизнь животных в живом уголке. Завхозом работает Ложкина В.К., рабочим по уходу за животными с января 2016 г.работает Гневашева Т.И. Она уже давно принимает участие в деятельности станции юннатов, в период отпусков заменяла основных работников.

Также хочется выразить Благодарность тем сотрудникам, которые работали на станции юннатов в течение многих лет. Это:

-Елина Лариса Петровна, педагог дополнительно образования, работала  на станции юннатов более 10 лет.

-Самсонова Татьяна Геннадьевна, работала методистом более 15 лет.

-Шаглеева Вера Григорьевна, работала рабочим по уходу за животными более 7 лет, ныне на пенсии.

-Лихачев Геннадий Семенович, работал сторожем более 7 лет.

Мы благадарны всем посетителям живого уголка, которые приходят посмотреть животных и приносят корм для них. Мы благодарны предпринимателям, которые выделили пиломатериалы для ремонта –это Леонов Вячеслав Борисович, Чукилев  Евгений Валерьевич, Шулепов Михаил Яковлевич. Мы благодарны всем учреждениям и предприятиям, которые помогли материалами при ремонте летом 2015 года.

35 лет - дата примечательная: мы уже много добились и еще многого предстоит добиться. У нас много замыслов и мы приложим все старания, чтобы все они осуществились.

Отрывок из книги Вячеслава Кочерова "Свет далекой звезды. Памятные страницы истории юннатского движения в России"

«Время появления первых юннатов в России традиционно связывают с созданием в 1918 году в московских Сокольниках Станции юных любителей природы. Однако первый юннат России появился гораздо раньше - 28 (15) октября 1855 года. В этот день в лесной сторожке близ деревни Долгое-Мичуровка Пронского уезда Рязанской губернии родился Иван Владимирович Мичурин, ставший путеводной звездой для миллионов юных исследователей природы.

«...Как помню себя, всегда и всецело был поглощён только одним стремлением к занятиям выращивать те или другие растения, и настолько сильно было такое увлечение, что я почти даже не замечал многих остальных деталей жизни; они как будто все прошли мимо меня и почти не оставили следов в памяти».

Это воспоминание из своего детства принадлежит Ивану Владимировичу Мичурину. Небольшой дневник 13-летнего Вани Мичурина свидетельствует: будущий учёный с интересом занимался изучением «опыта метеорологических предсказаний за 100 лет - от 1868 г. до 1968 г.». Причём подростка-метеоролога интересовали не фазы планет и не планеты сами по себе, которые управляют, как у него записано, этими годами, а условия климата, характер цветения, размеры урожайности - вот какие слова мелькают на пожелтевших страничках его детских записей, отмечает А.Н. Бахарев - секретарь, близкий друг и автор, пожалуй, самого глубокого исследования жизни и творчества И.В. Мичурина.

Дневниковые записи юного Ивана Мичурина - подтверждение того факта, что идеи подавляющего числа величайших открытий и изобретений светил мировой науки рождались у них, как правило, ещё в детстве. А вот воплощение их в жизнь происходило чаще всего вопреки обстоятельствам, «которые никак не назовёшь благоприятными. Получить образование Иван не смог из-за недостатка средств: отец был слаб здоровьем, имение заложено за долги, а из Рязанской губернской гимназии, куда с большим трудом всё-таки удалось устроить 14-летнего Мичурина, его вскоре исключили «за непочтительность к начальству» (из-за сильного мороза не снял шапку перед директором гимназии)...»

«…Поколение людей, получивших образование ещё в годы советской власти, знает и помнит Мичурина. Но спросите любого современного школьника, и он расскажет гораздо больше об Эйнштейне, нежели о Мичурине…»

«…Судьба Мичурина во многом складывалась вопреки традициям и правилам своего времени. Во-первых, он был исследователем-одиночкой, и в этой связи ждать какой-либо помощи от властей ему просто не приходилось, во-вторых, что ещё более усугубляло его положение, был самоучкой. Получить, как говорят сегодня, профильное образование не мог по определению. В России вплоть до 1915 года, когда впервые была учреждена кафедра по плодоводству в Петровской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, не было ни одного высшего учебного заведения, которое готовило бы квалифицированных специалистов по садоводству. Поэтому Мичурину ничего не оставалось, как изучать чужой опыт и читать научную литературу. И чем больше он читал, тем всё более неутешительные выводы делал для себя.

«После тринадцати лет всестороннего теоретического и практического изучения жизни растений и, в частности, дела садоводства и его нужд в местностях средней части России, после того как я объехал и осмотрел все выдающиеся в то время сады и садовые заведения, а также на основании личного испытания качеств и свойств сортов плодовых растений, годных для культуры в средней и северной частях бывшей Европейской России, я в 1888 г. пришёл к заключению о слишком низком уровне состояния нашего садоводства. Сортименты были крайне бедны и, кроме того, засорены различными полукультурными, а иногда и прямо дикими лесными деревьями. Из сносных сортов по продуктивности в то время повсюду фигурировали на первом плане среди яблонь - одни Антоновки, Боровинки, Скрижапели, Грушовки и т.п.; среди груш - Бессемянка, Тонковетка, Лимонка; среди вишен - Владимирская и её сеянцы; среди слив - сеянцы различных тернослив и тёрна... Среди груш совершенно не было зимних сортов. Что касается черешен, абрикосов, персиков и винограда, то эти виды плодовых растений только изредка встречались в оранжереях, о культуре же их в открытом грунте не было и помину».

Изучая вехи биографии, дела и поступки Мичурина, невольно экстраполируешь их на сегодняшний день. И приходишь к выводу, что вряд ли нынче можно найти столь же фанатично преданных своему увлечению людей в среде современных научных талантов, которые были бы способны положить на алтарь науки здоровье и даже жизнь. Или хотя бы заложить свою квартиру или дом, чтобы на вырученные деньги организовать научную экспедицию или провести серию исследовательских экспериментов. А Мичурин, когда у него окончательно иссякли деньги, не только заложил единственное жильё, но и открыл часовую мастерскую, для того чтобы заработать средства на проведение своих опытов.

Современнику вообще трудно понять, как можно начинать исследовательскую работу на пустыре, в прямом и переносном смысле этого слова. В начале осени 1887 года Мичурин приобрёл у местного священника небольшой малопригодный для опытов участок земли, который, кстати, тут же был перезаложен из-за хронического отсутствия средств. Так вот, переносить на него сеянцы, находившиеся в городском рассаднике, а это 7 километров только в одну сторону, ему, а с ним и всему семейству пришлось в буквальном смысле на своих плечах. Денег не было даже на подводу. Впрочем, какая подвода, когда жили буквально впроголодь. Весь рацион питания - выращенные им самим овощи, «цыбик чая за 2 копейки на заварку» да чёрный хлеб. Сам Иван Владимирович, вспоминая то время, рассказывал, как при своих запоздалых возвращениях домой он часто ужинал одной тюрей, то есть хлебом с луком, накрошенным в солёную воду.

Мы не знаем, существовали ли ещё в истории подобные примеры такого самоотречения человека ради весьма иллюзорной на тот момент цели - создания практически с нуля плодового российского сада. Нет, Мичурин определённо был неординарным человеком. Но разве обычный человек смог бы с таким фанатизмом продолжать бороться за осуществление своей мечты, стойко перенося неудачи первых опытов?

«Не имея в то время основательных сведений о подборе сортов плодовых растений, - писал Мичурин в одной из своих статей, - я решился лично испытать и изучить достоинства возможно большего количества сортов, для чего выписал из многих садовых заведений в России, а частью и из-за границы, свыше 600 различных видов и сортов плодовых и декоративных растений. Но вскоре, как и следовало ожидать, результаты такого «сбора» принесли массу разочарований. Во-первых, уже просто по одному наружному виду, по формам побегов и листвы, имевших резкую разницу у деревцев одного и того же сорта, но полученных из разных мест, являлось полное основание подозревать путаницу, которая впоследствии действительно обнаружилась; во-вторых, по прошествии первой же зимы, как назло особенно суровой, пришлось выключить из коллекции большую половину всего количества сортов, оказавшихся безусловно невыносливыми. Затем, после нескольких тёплых зим - с вторичным наступлением суровых, потери возобновились, и от обширной коллекции осталась едва десятая часть и то, за малым исключением, самых заурядных по вкусовым качествам плодов русских сортов».

Бороться приходилось не только за каждый новый сорт, но и с бездумным использованием садоводами России зарубежного опыта без учёта климатических и почвенных особенностей страны. Мичурин прямо предупреждал коллег от переоценки иностранного опыта и призывал к опоре на собственные силы. Получается, что ещё более 100 лет тому назад именно он, Иван Владимирович Мичурин, впервые выступил, как сказали бы сегодня, с идеей импортозамещения? Вот его пророческие слова, датированные 1911 годом: «...Нахожу необходимым предостеречь русских садоводов от традиционного увлечения всем иностранным, в том числе и различными теориями выведения новых сортов плодовых растений на западе Европы или в Америке. Как бы ни были остроумны эти теории, как бы талантливы ни были деятели садоводства этих стран, но не они могут помочь нам в нашем деле... потому что в деле выведения новых сортов растений, более чем во всяком другом, нельзя применять способы, выработанные при совершенно различных, в сравнении с нашими, условиях климата. Нам необходимо пробудить к усиленной деятельности собственные силы, нам нужно присмотреться хорошенько к климатическим и другим условиям наших местностей, надо основательно изучить их особенности. И только тогда для всякого русского деятеля станет вполне очевидным, что почти всё иностранное в этом деле совершенно неприменимо для нас».

Сегодня мало кто знает, что в начале XX века от 85 до 90 процентов сети плодовых питомников в стране принадлежало немцам: Регелю, Кессельрингу, Эйлеру и Симу - в Петербурге, Мейеру, Иммеру и Шульцу - в Москве, Вагнеру и Геггингеру - в Риге, Карлсону - в Воронеже, Клейнмихелю, Гангардту и Вагнеру - в Курске, Шнеебергу - в Казани, Кристеру и Мейеру - в Киеве, Рамму - в Кременчуге, Шику - в Екатеринодаре (Краснодаре), Роте и Штапельбергу - в Одессе...

«Немцы, - отмечает Мичурин, - владельцы большей части наших промышленных питомников при своём комичном самомнении усердно стараются разводить лишь те сорта растений, которые одобрены в их излюбленном «фатерланде», нисколько не заботясь о том, подходят ли эти сорта к климатическим условиям русских местностей или нет. Да, в сущности, таким заранее предубеждённым против всего русского, кроме денег, субъектам и глупо было бы доверять новые сорта растений»...»

«…В 1905 году, когда Мичурину исполнилось 50 лет и у него уже были реальные достижения в выведении ряда новых сортов яблок, груш, слив и винограда, официальная наука по-прежнему не спешила признавать его заслуги. Опасаясь за дальнейшую судьбу своих опытов, доведённый до отчаяния глухой стеной непонимания и враждебности, после долгих колебаний он наконец-то решается прибегнуть к помощи государства: «Опыты начальные, стоящие не так дорого, окончены. Теперь для окончательного выяснения свойств новых сортов и новых способов селекции требуются уже большие средства».

15 ноября 1905 года Мичурин посылает в департамент земледелия доклад, в котором пытается доказать важность и необходимость пополнения ассортимента плодовых растений, просит материальную помощь и предлагает учредить при питомнике школу садоводства.

Ждать от властей официального ответа на своё обращение ему пришлось более двух лет: «Из представленной Вами 15 ноября 1905 г. Докладной записки, из отзывов специалистов и из периодической сельскохозяйственной печати - департамент земледелия имел случай ознакомиться с Вашими опытами по садоводству и оценил их полезное значение. Оказывая в редких исключительных случаях пособия частным лицам на продолжение их опытов по садоводству и плодоводству, департамент земледелия нашёл бы возможным воспользоваться Вашей опытностью и знаниями, если бы Вы признали возможным принять на себя постановку опытов по садоводству по инициативе департамента и вообще исполнять некоторые поручения его в этой области».

Мичурин от этого предложения сразу отказался, но придавленный нуждой и стремлением спасти дело, которому посвятил большую часть жизни, 12 июня 1908 года и 26 октября 1910 года вновь и вновь обращается в департамент земледелия. Бесполезно. Уже не возлагая никаких надежд на власть, он напишет: «Мне пришлось в течение 33 лет корпеть над жалкими по размерам клочками земли, отказывая себе в самом необходимом, пришлось дрожать за каждый затраченный на дело грош, стараясь как бы скорее возвратить, выбить этот грош, чтобы на следующий год была бы возможность воспитать хоть кое-что с грехом пополам, ещё лишний десяток сеянцев, уничтожая иногда, скрепя сердце, ценные экземпляры лишь потому, что нет свободного места для других растений... И что же, в результате 33-летнего труда, после выведения многих, по-видимому, ценных новых сортов плодовых растений - почти ноль внимания со стороны общества и ещё менее от правительства... А о материальной поддержке и говорить нечего, этого в России для полезных дел и не дождёшься никогда».

Мало того что ему не пытались помогать, но активно мешали. В том числе и представители второй после официальной власти - церковной. Однажды к Мичурину наведался протопоп Христофор Потапьев и грубо потребовал прекратить опыты по гибридизации растений. «Твои скрещивания, - заявил он, - отрицательно действуют на религиозно-нравственные помыслы православных... Ты превратил сад божий в дом терпимости!»

Поддержка пришла к Мичурину оттуда, откуда он меньше всего ожидал - из США. Заведующий отделом интродукции департамента земледелия США Дэвид Ферчайльд в своём письме от 2 декабря 1913 года предложил Мичурину вступить в члены общества американских селекционеров «Бридерс», попутно прилагая огромные усилия, чтобы выкупить у него всю коллекцию исходных форм и гибридов.

Но Иван Владимирович был в курсе истинных намерений американских селекционеров, как и того, что они уже давно вывозили из России новые сорта, выведенные Мичуриным, и впоследствии выдавали их за свои. Причём царское правительство не препятствовало заокеанским мародёрам. Более того, царский департамент земледелия в 1911-1913 годах предоставил, например, полное содействие американскому ботанику профессору Мейеру в вывозе в США коллекции мичуринских сортов.

И неудивительно, что Мичурин наотрез отказался от предложения Ферчайльда, хотя положение самого учёного в то время было просто аховым: «не хватало денег даже... на борьбу с сорной растительностью». 1915 год стал и вовсе трагическим в его судьбе. Ранней весной река затопила питомник, а последовавшие за этим сильные морозы похоронили под обломками льда всю школу двухлеток. Погибли и многие ценные гибриды. Вслед за первым ударом последовал второй, ещё более ужасный. Летом в Козлове свирепствовала эпидемия холеры, от которой умерла жена Мичурина Александра Васильевна - его друг и помощница.

Но наступил 1917 год. На другой день, после того как Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов взяли власть в свои руки, Мичурин явился в только что организованный уездный земельный комиссариат и заявил: «Я хочу работать для новой власти». И новая власть отнеслась к нему с предельным вниманием. В июне 1918 года, когда Иван Владимирович уже фактически работал на средства, получаемые от советского государства, появилось постановление коллегии Козловского уездного комиссариата земледелия: «Вследствие того, что плодовый питомник Мичурина при Донской слободе в количестве 9 дес. по имеющимся в комиссариате документальным сведениям является единственным в России по выводке новых сортов плодовых растений... признать питомник неприкосновенным, оставив его временно до передачи в ведение Центрального комитета (Наркомзем) за уездным комиссариатом, о чём известить соответствующие волостной и местный советы. Мичурину предоставить право на пользование питомником... и просить продолжать полезную для государства работу по своему усмотрению. На производство работ выдать пособие в размере 3000 руб., одновременно с сим сообщить о состоявшемся постановлении Московскому комиссариату земледелия с просьбой о принятии указанного питомника в своё ведение и под своё руководство».

В то время долго не раскачивались, время от принятия решения до исполнения было предельно сжатым. Уже 18 ноября 1918 года Народный комиссариат земледелия принял питомник в своё ведение и утвердил Мичурина в должности заведующего с правом приглашения себе помощника и создания необходимого штата по своему усмотрению для более широкой постановки дела. А вскоре опытами Мичурина заинтересовался В.И. Ленин...

Обратим внимание на символическое совпадение: начало 1918 года - коренной перелом в судьбе Мичурина и, как следствие, небывалое внимание властей страны к его опытам и середина 1918 года - создание Станции юных натуралистов в Москве. Между этими двумя событиями - прямая связь. Не случайно юные садоводы станции называли себя мичуринцами. Во многом благодаря Мичурину в стране начался массовый взлёт опытнической и исследовательской работы среди советских детей. Свет путеводной звезды Мичурина высветил на небосклоне нашей истории новую галактику - юннатское движение России, которому 15 июня 2018 года исполняется 100 лет.»