Экостанция

   Экостанция представляет собой современную модель структурного подразделения образовательной организации любого типа, реализующую в соответствии с лицензией по подвиду «дополнительное образование детей и взрослых» дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучной направленности по 6 профильным направлениям: «Агро», «Био», «Экомониторинг», «Лесное дело», «Проектирование», «Профи», соответствующим приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации и перечню критических технологий Российской Федерации.

   Цель Экостанции – создание современной практико-ориентированной, мотивирующей образовательной среды, ориентированной на удовлетворение индивидуальных и коллективных потребностей обучающихся в интеллектуальном и духовно-нравственном развитии, формирование у детей и молодежи естественнонаучной грамотности, а также подготовка кадрового резерва для работы в сфере актуальных и перспективных профессий в области естественных наук.

   Задачи Экостанции:

  • создание современной инфраструктуры, а внутри нее ‒ образовательной практико-ориентированной среды, обеспечивающей формирование у детей и молодежи любви и ответственного отношения к окружающей природе, Родине, семье;
  • социализация и адаптация обучающихся разных социальных групп к жизни в мобильном обществе;
  • формирование условий для исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
  • обеспечение доступа молодежи к высокотехнологичному научно-исследовательскому оборудованию и технологиям;
  • профессиональная ориентация детей и молодежи на получение фундаментального естественнонаучного образования, научные исследования;
  • увеличение доступности дополнительного образования и охвата обучающихся дополнительными общеобразовательными программами естественнонаучной направленности.

   Функции Экостанции:

  • разработка, апробация и распространение современных вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ нового поколения по естественнонаучной направленности в тесной взаимосвязи с профессиональными образовательными и научными организациями, природоохранными учреждениями, ведущими производственными предприятиями и компаниями, негосударственным сектором, в том числе с использованием сетевой формы реализации дополнительных общеобразовательных программ;
  • реализация модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми с инвалидностью, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с одаренными детьми в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной направленности;
  • организация дополнительного профессионального образования в целях совершенствования профессиональных компетенций педагогических кадров сферы дополнительного образования детей естественнонаучной направленности по программам Экостанции;
  • участие в разработке и реализации приоритетных инновационных экологических и эколого-просветительских проектов на региональном и федеральном уровнях, в том числе в проектах государственно-частного и социального партнерства;
  • разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных технологий и новых форм обучения в сфере дополнительного образования детей естественнонаучной направленности в субъекте Российской Федерации;
  • обеспечение подготовки и ранней профессиональной ориентации будущих кадров для потребностей социально-экономического и устойчивого экологического развития субъекта Российской Федерации;
  • организация и проведение муниципальных и региональных мероприятий в сфере естественнонаучной направленности;
  • внедрение проектного управления в деятельность Экостанции;  формирование и развитие института наставничества и волонтерства для сопровождения исследовательских и проектных инициатив обучающихся в естественнонаучной сфере;
  • формирование и распространение лучших образовательных практик в сфере дополнительного образования детей естественнонаучной направленности в субъекте Российской Федерации.

Методические рекомендации по созданию экостанции

Брендбук экостанция

Соглашение о сторудничестве с ФДЭБЦ в рамках Экостанции

  Цикл классных часов для учащихся 1-х классов в рамках проекта "ЭкоЯ" (Урок природолюбия, День чистого воздуха,  День воды, День леса, День Земли)


  Материалы с Всероссийского семинар-совещания руководителей региональных ресурсных центров по развитию дополнительного образования детей     естественнонаучной направленности «Проектирование новой модели дополнительного образования: ЭкоСтанция 2024»

  Этноэкология

  Буйлова_Составление программы

  Материалы ЦУР

  Круглый стол ФДЭБЦ

  Совещание ФДЭБЦ

Для обучающихся ГУДО РК «РЦЭО» и их родителей с 17 по 28 августа 2020 года был проведен цикл досуговых просветительских мероприятий, посвящённый открытию на базе нашего Центра Экологической станции. 

Ежедневно педагоги дополнительного образования Центра занимались с детьми в сборных группах с переменным составом по следующей тематике: «Экодизайн», «Волшебный бисер», «Этология животных», «Азбука природы», «Эко-lego», «Всадники», «Эврика», «Потенциал», «Лепестки», «Школа лепки», «Песочные фантазии», «Природа и творчество», «Ребятам о зверятах». Занятия проводились в форме практических занятий, творческих мастерских, экскурсий, квеста, мастер-классов, исследовательской работы, флеш-моба, фотоконкурса, катания на пони и пр. В занятиях приняли участие 661 человек.

Для желающих после занятий проводились игры по станциям, каждой станции соответствовал свой день: 

- 18 августа. Станция «Зоо» - «Наши верные друзья». В ходе мероприятия герои   рассказали ребятам о возникновении  даты календаря «День бездомных животных», о приютах для животных нашего города, провели викторину о животных, игротанцы на сплочение коллектива детей. После основной части, ведущие разделили участников мероприятия на две команды: «Кошки» и «Собаки», сделали аквагрим и провели веселые эстафеты: «Герои мультфильмов», «Кто чем питается?», «Собери картинку». Во время мероприятия была организована благотворительная акция помощи животным приютов г. Сыктывкара. В мероприятии приняло участие 35 человек.

- 20 августа. Станция «Этно» - «Ош дор» («Медвежий край»).  В ходе мероприятия герои Ёма-баба и Ёмка актуализировали информацию о Дне рождения Республики Коми (22 августа день празднования Дня республики), после чего предложили ребятам поучаствовать в коми-народных играх: «Ёма», «Медведь и охотник», «Коръясос куталом», «Метла», «Гезъйон ворсом», «Успей поймать!». В мероприятии приняло участие 32 человека.

- 24 августа. Станция «Дендро» -  «Может знает лес…». В ходе мероприятия герои Ёлочка и Эколог (герои проекта «Эколята») провели викторину о деревьях, совместно с участниками исполнили веселый игротанец «Ёлочки-пенечки». После чего, все участники разделились на 4 команды по цветам осеннего леса: зеленую, красную, желтую и оранжевую. Игра состояла из 8 этапов, расположенных по всей территории Центра: «Деревья Севера», «Жители леса», «Грибное место», «Пернатые друзья», «Жучки-паучки», «На опушке», «Ягодная поляна», «Хозяйка северного леса». В мероприятии приняло участие 25 человек.

- 26 августа. Станция «Фито» - «Город зелёного цвета». Начало программы герои открыли веселым летним танцем «Мир зеленого цвета».   Ребята разгадывали загадки о цветах, которые были написаны на лепестках большой ромашки, а также нарисовали свои самые любимые цветы мелками на асфальте. Так как программа называется «Город зеленого цвета», все участники танцевали «Зеленый» танец. Каждому ребенку были розданы зеленые ленточки, которыми в ходе танца, соединив ленты, создали большую Планету зеленого цвета. В мероприятии приняло участие 32 человека.

 - 28 августа. Станция «Эко».  Завершающий цикл мероприятий праздник «Вот оно какое эко-Лето!».  В этот день были   проведены весёлые игры, конкурсы и состязания, потому что этот день был посвящён открытию на базе нашего Центра Экостанции. В рамках праздника прошли:

- «Дары леса» - соревнования между командами по определению съедобных и не съедобных ягод и грибов;

- «Природа – это мы» - блиц викторина о растениях и животных;

- «Без труда не вынешь рыбку из пруда» - рыболовное состязание между командами.  

Затем были объявлены результаты фотоохоты на растения дендропарка. На протяжении недели кружковцы фотографировали   растения на территории  ГУДО РК «РЦЭО» и выкладывали свои фотографии  в интернет  под хештегом #ЗеленоеЛетоРЦЭО. 

Праздник завершился объявлением открытия Экостанции и фейерверком из воздушных шаров.



Направления в рамках Экостанции, реализуемые в Центре:

  • Профи - ДООП "Ты из будущего";
  • Био - "Эврика", "ЭкоЯ" (проект);
  • Экомониторинг - "Я в науке";
  • Лесное дело - "Лесопроектория";
  • Проектирование - "Научное бюро" (проект).

Направление Био. Программа Эврика.

Основной целью программы «Эврика» является углубленное изучение биологии через включение учащихся в решение познавательных задач, что способствует успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ по биологии.

Программа активно изучает три основных раздела: ботанику, зоологию и анатомию человека:

·         Раздел Ботаника: изучение основных групп растений с использованием гербарного материала и живых объектов теплицы.

·         Раздел Зоология: наблюдение за позвоночными животными в террариуме и зоопарке РЦЭО, изучение их физиологии и морфологии.

·         Раздел Анатомия человека: изучение морфологии и физиологии человека, используя наглядные материалы.

 Школьники создают опорные конспекты, углубленно изучая раздел. Учатся решать задачи открытого типа. Используют полученные знания, участвуя в муниципальных и всероссийских олимпиадах по биологии.

Перечень ДООП, разрабатываемых в рамках Экостанции в 2021-2022 учебном году 

 Наименование направления

ДООП

Ответственный за разработку ДООП

«Био» (приоритетное)

«Азбука природы»

Панюкова Екатерина Александровна, 

педагог дополнительного образования,

Шучалина Ольга Александровна, методист

«Экомониторинг» (приоритетное)

«Путешествие натуралиста»

Пивкина Алена Викторовна, методист

«Лесное дело»

1. «Лес - мой друг»

2. «Школа юного лесовода» – дистанционный формат 1 года обучения

Защихина Александра Борисовна, методист,

Бессонов Иван Михайлович,  педагог дополнительного образования

«Агро»

«Зеленая экономика»

Андрианова Виктория Юрьевна, педагог дополнительного образования,

«Проектирование»

«Эковолонтер»

Бочарова Вера Григорьевна, старший методист

«Всадники»

Сивкова Марина Геннадьевна, зам. директора по научно-методической работе,

Власова Евгения Владимировна, педагог дополнительного образования

«Профи»

«Ты из будущего»

Гаврикова Любовь Александровна, педагог-психолог

ДООП "Лесопроектория" (Лесное дело)

На занятиях в объединении "Лесопроектория" дети говорили о лесообразующих деревьях в нашей республике. Выясняли, какие из деревьев знакомы детям, отличия видов хвойных деревьев, рассматривали спилы деревьев. Особенно ребят увлекла игра "да/нет", в которой им удалось узнать много интересных фактов из жизни живых организмов.

Очередное занятие ребят из объединения "Лесопроектория" прошло в ГАУ РК "Коми лесопожарный центр", где им провели интереснейшую экскурсию.
Ребятам рассказали о том, какие бывают виды лесных пожаров, как их устраняют, как спасают лес от пожара с помощью авиации, какое обмундирование есть у пожарных, и получили еще очень много полезной информации.


ДООП "Я в науке" (направление "Экомониторинг")

С начала учебного года рамках «Экостанции» реализуется дополнительная общеразвивающая программа «Я в науке!»
Её целью является формирования экологической компетентности учащихся через вовлечение их в процесс проведения экологического мониторинга водной, наземно-воздушной и почвенной среды.
 

Первый модуль программы посвящён изучению почвы.

Ребята пишут исследовательскую работу по изучению этой среды обитания. На данный момент оформлена глава «Обзор литературы», проведена экспериментальная часть, обрабатываются полученные данные. Учащиеся уже научились отбирать почвенные пробы, готовить почвенный раствор, определять показатели pH и электропроводности исследуемого образца.
Впереди ещё много работы над проектом! А в планах участие в конференциях разного уровня.


ДООП "Ты из будущего. Начало" (направление "ПРОФИ")

В рамках Экостанции по направлению «Профи» 11 октября на базе нашего Центра начала занятия пилотная группа по дополнительной общеобразовательной программе "Ты из будущего. Начало".

Цель программы: формирование знаний о профессиях будущего посредством профориентационных игр, через оказание поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения. способствование выработке у школьников сознательного отношения к труду, профессиональному самоопределению в условиях большого разнообразия новых профессий в соответствии со своими предпочтениями и способностями, с учетом требований рынка труда будущего.

На первой встрече-знакомстве у педагога-психолога нашего Центра Гавриковой Л.А. состоялся разговор с родителями 7-классников. Во время беседы с подростками и их родителями обсуждались сценарии будущего, то, как разобраться в новых трендах, обсуждались надежды и страхи учащихся при выборе подходящей карьерной стратегии.

Также познакомились с уникальным и практически единственным инструментом, помогающим сориентироваться в будущих профессиях - Атласом новых профессий.

На втором занятии по дополнительной общеобразовательной программе "Ты из будущего. Начало" ребята отправились в путешествие на парусном судне Санта-Мария, трехмачтовой каракке (военный корабль) Христофора Колумба.

Во время регаты учащиеся познакомились с навыками мышления о будущем на примере материалов Атласа, подошли к осознанному выбору профессиональной деятельности, личного жизненного пути.

Третье и четвертое занятия по дополнительной общеобразовательной программе "Ты из будущего. Начало" прошли очень насыщенно. Ребята играли в обучающие игры для пробы себя в будущей профессии.

Игра «Профессиональное лото».

Эта игра основана на двух основных механиках – лото и викторина. Ребята получили практические знания о необходимых надпрофессиональных навыках, соотнесли профессии будущего со школьными предметами. Надпрофессиональные навыки будут присутствовать практически в любой профессии (в той или иной комбинации). Именно поэтому особенно важно познакомить детей с этими навыками сейчас. В будущем это поможет молодежи определить свою карту развития для профессионального успеха.

Игра «Компас новых профессий».

Это кооперативная настольная игра, в которой ребята прожили жизнь вымышленного персонажа от 13 лет до 40. Герой в процессе игры развивает в себе надпредметные навыки, необходимые для получения одной из специальностей будущего. Для этого в его распоряжении были удачные школьные возможности, взрослые решения и родительская помощь. При этом на его жизненном пути регулярно случались те или иные непростые события, способные поколебать его слагаемые жизненного баланса.

На следующем занятии ребята, обучающиеся по программе "Ты из будущего. Начало", играли в игру по исчезающим профессиям "Курьер, Прощай!" 

Игра направлена на формирование у школьников понимания того, как быстро меняется мир. Как привычные нам профессии видоизменяются под действием прогресса и новых открытий. Многие профессии стали исчезать. Их заменяют новые технологии, искусственный интеллект, машины. Некоторые профессии меняются настолько, что их названия стали совсем другими.
Играя, участники погрузились в будущее, учились определять, какие события могут повлиять на профессии, анализировать, какие профессии исчезнут в скором времени.

На итоговом занятии ребята получили результаты тестов, определились с понятием «Карта развития», её предназначением, целями и использованием в достижении личных целей.

Отзывы ребят:

·        на этих занятиях мы узнали много новых и необычных профессий... 

·        понравилось искать ту профессию, которая подходит мне...

·        мы никогда не задумывались, что профессию надо выбирать прямо сейчас...

·        Я не знала, что профессию выбирать так сложно и долго...

·        Мы бы пришли сюда еще раз...


28 сентября в республиканском центре экологического образования в рамках образовательного Форума Республики Коми "Образование. Государство. Общество. 2021 г состоялась работа демонстрационной площадки "Экостанция как новая модель дополнительного образования детей естественнонаучной направленности".
Площадка работала в дистанционном формате на платформе ZOOM.

Для участия в мероприятии зарегистрировалось 28 педагогических работников и руководителей образовательных организаций из 11 районов республики. Всего в работе площадки приняли участие 42 человека.

Среди участников были представители муниципальных опорных площадок по экологическому образованию и образовательных организаций, включенных в федеральный проект по созданию новых мест в естественнонаучной направленности.

С приветственным словом к участникам обратились Жиделева Валентина Васильевна, заместитель председателя Госсовета, и Черезова Татьяна Сергеевна, председатель Коми региональной общественной организации «Общество лесоводов». Открыла работу площадки Хаустова Анна Константиновна, заместитель директора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей». На площадке было заслушано 11 выступающих, в том числе из Корткеросского района (с. Сторожевск), Усть-Куломского района (С.Усть-Нем) и г. Инты.

По итогам работы площадки были вынесены следующие предложения:

  • о необходимости на всех уровнях уделять больше внимания развитию естественнонаучной направленности в дополнительном образовании;
  • инициировать создание "Экостанций" в образовательных организациях республики.

Ссылка на трансляцию: https://vk.com/video-139503088_456239191