История Центра

ГУДО РК «Республиканский центр экологического образования» является многопрофильным разноуровневым учреждением, которое обеспечивает дополнительное образование детей по естественнонаучной направленности, информационное и организационно–методическое сопровождение дополнительного эколого-биологического образования в республике и участие победителей республиканских мероприятий в мероприятиях всероссийского и международного уровней.

История Республиканского центра экологического образования насчитывает 80 лет.


1 января 1941 года

17 декабря 1940 г. было подписано Постановление Совета народных комиссаров Коми АССР №1361 «О мероприятиях по улучшению работы сельской школы».

Станции была выделена площадь в 1 гектар, на которой к концу войны построили теплицу, садовый домик и летнюю веранду.

Первым директором Республиканской СЮН стала учительница биологии средней школы №1 г. Сыктывкара Валентина Михайловна Потолицина (13.03.1941- 1971 гг.).

Основное внимание было обращено на изучение и внедрение новых, ранее не выращиваемых в Коми АССР, культур. Уже в 1942 г. юннаты начали свои первые сельскохозяйственные опыты – выращивали плодовые деревья и кустарники, овощи, картофель, занимались опытнической работой.

Бурно развивалась натуралистическая работа после войны. Особое внимание было обращено на изучение и внедрение новых, ранее не выращиваемых в Коми АССР, культур.


1946-1947 годы

Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук, Министерство сельского хозяйства СССР и ЦСЮН объявляют конкурс на лучшего юного опытника-растениевода, в котором приняли участие более 200 юннатов республики. Участвуя в этом конкурсе, юннаты установили связь с учеными Коми филиала академии наук СССР (Коми филиал АН СССР). Многие юные опытники были отмечены грамотами и ценными подарками.


1947 год

Совет Министров СССР постановил выделить школам земельные участки площадью от 0,5 до 2 га для выращивания различных сельскохозяйственных культур и проведения опытнической работы. Это постановление имело большое значение для развития юннатского движения в республике. В 1948 году насчитывалось 42 учебно-опытных участка, где занималось более 500 юннатов.


1948 год

В республике начинает развиваться садоводство. Руководил работой юных садоводов Константин Артемьевич Попов. Осенью этого же года в г. Мичуринске состоялся слёт садоводов, на котором присутствовали и делегаты от Коми.


1948 – 1949 годы

В школах развивается работа по выращиванию молодняка сельскохозяйственных животных. Особенно хорошо была организована эта работа в Выльгортской и Тентюковской средних школах.


1949 год

На РСЮН организуется учебная пасека, начал работать кружок пчеловодства. Руководитель кружка Филипп Антонович Гирко – большой любитель и энтузиаст. В хорошие летние месяцы от 30 пчелосемей получали до 600 кг мёда.


1950 год

В Сыктывкаре состоялся 1-й Республиканский слет юных натуралистов. На нём были подведены итоги работы на пришкольных участках, в юннатских кружках и намечены новые задачи. В этом же году в Москве открывается Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. В 1954 году станция уже участник ВСХВ и первыми её участниками от республики были члены звена овощеводов: Безносикова Ада, Фролова Роза, Сердитова Тамара, Выборова Инна, Тасина Света, Цывунина Раиса. Они были награждены бронзовыми медалями, а руководитель кружка Потолицина В.М. – серебряной медалью и именными часами. РСЮН в эти годы становится методическим центром натуралистической и опытнической работы в республике, а многие юннаты - в течение многих лет - участниками и призерами Выставки достижений народного хозяйства СССР.


1954 год

Зарождение ученических производственных бригад и звеньев. Первые молодёжные лагеря по заготовке сена, по уходу за овощами были организованы в Выльгортской, Корткеросской, Ижемской, Визингской, Спаспорубской средних школах и Тентюковской школе №3 г. Сыктывкара.


1963 год

В Сыктывкаре при Коми филиале АН СССР проходил Всесоюзный симпозиум учёных. Учёные посетили участки Визингской и Корткеросской ученических производственных бригад и дали высокую оценку их работе по выращиванию новых силосных культур.


1964 год

В республике действовало 130 ученических бригад и 650 звеньев с охватом 18700 учащихся, за которыми было закреплено 741 га земли. В бригадах школьники овладевали необходимыми сельскохозяйственными знаниями, знакомились с достижениями науки и опытом передовиков, приобретали навыки в различных областях сельскохозяйственного производства. Многие члены ученических бригад впоследствии избрали для себя сельскохозяйственную профессию, стали квалифицированными механизаторами, работниками животноводства, поступили в техникумы и вузы.


1965 год

Год создания школьных лесничеств. Первое школьное лесничество было организовано в Усть—Ухте учителем биологии С.М. Старцевым. В целях улучшения работы УПБ и ШЛ с 1971 года проводятся всероссийские смотры-конкурсы и соревнования.


1971 год

Школы республики включились во всесоюзный  конкурс «Малая Тимирязевка». Конкурс проводили Минсельхоз СССР, редакция газеты «Пионерская правда» и ВАСХНИЛ. Первая Малая Тимирязевка была организована в Усть-Цилемской средней школе, и уже в 1973 году эта школа получила первую премию от ВАСХНИЛ - «Библиотечку юного натуралиста» и коллекцию семян овощных и цветочных растений. За проведение опытнической работы с сельскохозяйственными культурами по заданию учёных Коми филиала АН СССР Дипломом  1 степени Малой Тимирязевки и цветным телевизором была награждена школа-интернат №1 г. Сыктывкара.


1974 год

Школы республики включаются в соревнование «За ленинское отношение к природе» и республиканский конкурс «Лесная аптека» по сбору и заготовке дикорастущего лекарственного сырья. Природоохранительная работа с учащимися ведётся в разных направлениях – это и клубы ЮДП, отряды голубых и зелёных патрулей. Юные натуралисты участвуют во Всесоюзных операциях «Живое серебро», «Муравей», «Подснежник», «Зелёный наряд Отчизны» и других. 


1979 год

В Международный год ребенка, юннаты города и республики получили в подарок комплекс зданий на улице Печорской. На новой станции учебные занятия проводились как на открытом грунте, так и в теплице. Кружковцы знакомились с семенами овощных культур, занимались их расфасовкой для школ республики. Получали навыки по уходу за овощами по их посадке, поливу, прополке, пасынкованию томатов, сбору плодов, уборке растений. Поддерживали связь с Институтом усовершенствования учителей и Министерством просвещения. Постоянно выезжали в командировки по проверке преподавания биологии и оказания методической помощи. Ежегодно проводился конкурс учебно-опытных участков.


80-90-е годы

РСЮН - организатор республиканских слетов членов ученических производственных бригад, школьных лесничеств и юных друзей природы, различных конкурсов, выставок и юннатских праздников. Ежегодно в летние месяцы на базе учреждения организуются  лагеря труда и отдыха «Юный натуралист и лесовод», в которых трудились и отдыхали сотни учащихся школ республики – лучшие юннаты.

Лучшие юннаты ежегодно награждались бесплатными туристическими путевками в различные города Советского Союза и в г. Москву на ВДНХ СССР.


90-е годы

Большое внимание стало уделяться экологическому воспитанию и образованию детей.


1994 год

Республиканская станция юных натуралистов и опытников сельского хозяйства переименована в «Коми республиканская станция юных натуралистов» (зарегистрирована Постановлением Администрации г. Сыктывкара № 10/2321 § 70 от 26.10.1994).


2001 год

«Коми республиканская станция юных натуралистов» была преобразована в Государственное учреждение дополнительного образования детей «Коми республиканский экологический центр дополнительного образования» (Приказ Министерства образования и высшей школы Республики Коми от 25.12.2001 г. № 108, зарегистрировано Администрацией муниципального образования «Город Сыктывкар» 05.04.2002 за № 137/2002).


2005 год

Постановлением Правительства Республики Коми от 21.10.2005 г. № 268 Государственное учреждение дополнительного образования детей «Коми республиканский экологический центр дополнительного образования» переименовано в Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Коми республиканский эколого-биологический центр».

После выхода на пенсию первого директора Коми РСЮН В.М. Потолициной РСЮН возглавляли А.А Нестерова, Т.М. Чеусова, Г.В. Черезова, К.В. Герасимов, которые внесли большой вклад в развитие юннатского движения в Республике Коми.


2007 год

Название центра изменилось на Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Коми Республиканский эколого-биологический центр» (далее Центр)», учредителем которого стало Министерство образования и высшей школы Республики Коми


2014 год

Последовало современное переименование, отражающее цели, задачи и характер деятельности заведения: Государственное учреждение дополнительного образования Республики Коми «Республиканский центр экологического образования» (далее Центр).


2020 год

В 2020 году на ГУДО РК «РЦЭО» как региональный ресурсный центр по естественнонаучному образованию в Республике Коми Приказом Министерства образования, науки и молодежной политики РК от 18.08.2020 № 441-п. возложены функции Экостанции.  В рамках Экостанции Республиканский центр экологического образования работает по нескольким направлениям: «Эко» (ДООП «Экомониторинг»), «Био» (ДООП «Эврика»), «Лесное дело» (ДООП «Школьное лесничество»), «Профи» (ДООП «Ты из будущего. Начало.»), «Проектирование» (ДООП «Эковолонтер»).


Сегодня

Государственное учреждение дополнительного образования «Республиканский центр экологического образования» является координационным центром в республике по информационной, организационно-методической, образовательной деятельности в дополнительном экологическом образовании, у которого ярко выражена ориентация на ресурсную поддержку деятельности учреждений дополнительного образования Республики Коми, педагогов дополнительного образования и общественных организаций природоохранной и социально-экологической направленности. Руководит Центром - Безносиков Андрей Вячеславович.

В уставной деятельности учреждения предусмотрено: повышение потенциала системы образования Республики Коми в области эколоического образования, реализация дополнительных образовательных общеразвивающих программ и методическое сопровождение экологического образования республики. Вопросы экологического просвещения не относятся к основной деятельности Центра.

В соответствии с направлениями деятельности ГУДО РК «РЦЭО», структура учреждения включает в себя:

  • учебную часть, состоящую из отдела воспитания и учебного отдела;
  • методическую часть, включающую информационный центр и отдел организационно-методической работы;
  • хозяйственную часть с её структурными подразделениями: гараж, хозяйственная служба, зоологический и дендрологический парки;
  • бухгалтерию; 
  • общий отдел.

Основные задачи учреждения:

  • организационное и научно-методическое сопровождение дополнительного образования направленностей Центра в Республике Коми;
  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей;
  • адаптация подрастающего поколения к жизни в обществе; 
  • формирование общей и экологической культуры детей;
  • организация содержательного досуга детей.

ГУДО РК «РЦЭО» реализует основные задачи дополнительного образования через специально организованный учебно-воспитательный процесс, доминантой которого является развитие мотивации ребёнка к познанию и творчеству, саморазвитию, самоопределению.

Миссия учреждения - формирование осознанного отношения детей к природе, своему дому, своей малой родине; установлению главных жизненных ориентиров обучающихся: доброта, забота, ответственность и поиск.

Республиканский центр экологического образования является многопрофильным разноуровневым учреждением, которое обеспечивает бесплатное дополнительное образование детей в возрасте от 6 до 21 года. А так же обеспечивает информационное и организационно-методическое сопровождение дополнительного образования естественнонаучной направленности в республике и участие победителей республиканских мероприятий в мероприятиях всероссийского и международного уровней.

***

Воспитательная деятельность ГУДО РК «РЦЭО» является важной составной частью образовательного процесса и отличается большим разнообразием используемых форм. Одним из направлений просветительской деятельности ГУДО РК «РЦЭО» является организация и проведение массовых мероприятий для учащихся и их родителей, а также для жителей города с целью экологического просвещения и привлечения внимания к экологическим проблемам: «Друзей не бросают!», «День птиц», «День эколога».

Образовательная деятельность ведется по трем направленностям: естественнонаучная, художественная, социально-гуманитарная. В Учебном плане ГУДО РК «РЦЭО» - 34 дополнительные образовательные общеразвивающие программы, охватывающие широкий спектр областей:

  • зоология,
  • геоботаника,
  • коневодство и верховая езда,
  • экология,
  • растениеводство,
  • декоративно-прикладное творчество,
  • флористика и дизайн,
  • валеология,
  • социальная адаптация,
  • ИКТ-технологии, лего-конструирование и др. 

С 2004 года действует Республиканская очно-заочная экологическая школа (РОЗЭШ), в которой под руководством педагогов Центра одаренные дети  из различных районов республики пробуют свои силы в экспериментальном изучении природы родного края. 

Значительное внимание уделяется работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В объединениях РЦЭО занимаются более 1000 детей.

С 2008 года реализуется республиканский экспериментальный проект «Экология детства» по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация в творческих объединениях Центра современных образовательных технологий позволяет сформировать у обучающихся проектную и исследовательскую компетентность.

Ежегодно обучающиеся Центра становятся призерами и лауреатами различных конкурсов республиканского и всероссийского уровней. В дальнейшем выпускники Центра продолжают свое обучение по профилю в высших или среднеспециальных учебных заведениях России.

Материально-техническая база Центра позволяет заниматься исследовательской деятельностью, проводить экскурсии, практические занятия с обучающимися и участниками республиканских мероприятий в теплицах, дендропарке и зоопарке.

ГУДО РК «РЦЭО» проводит многодневные образовательные экспедиции на особо охраняемые природные территории. В 2016 году была организована детская эколого-краеведческая экспедиция «Кадам», в которой принимали участие 20 школьников из различных районов нашей республики, участники республиканских конкурсов и конференций. В 2018 году 9 учащиеся объединений «Потенциал» и «РОЗЭШ» посетили ФГБУ «Печоро-Илычский государственный заповедник». В 2021 году участниками экспедиции стали 10 учащихся в возрасте 12-17 лет, 2 педагогических работника и 3 волонтера. Группа проживала на центральной усадьбе заповедника в п. Якша Троицко-Печорского района.

***

Ежегодно ГУДО РК «РЦЭО» в рамках обеспечения выполнения государственного задания проводит более 14 республиканских мероприятий с общим охватом более 1000 человек.

 По линии ФГБУ ДО «Федеральный детский эколого-биологический центр» ГУДО РК «РЦЭО» проводит в республике региональные этапы Всероссийских конкурсов: Республиканский конкурс детского творчества «Зеркало природы», Республиканский конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос», Республиканский юниорский лесной конкурс «Подрост», Республиканский конкурс юных исследователей окружающей среды «Открытия 2030», региональный этап Всероссийского конкурса программ и методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей «БиоТопПрофи», Региональный этап Всероссийского конкурса методистов «ПРОметод», Региональный этап Всероссийского экологического  диктанта, Конкурсный отбор команд во Всероссийский научно-образовательный общественно-просветительский проект «Экологический патруль», Региональный этап Всероссийского конкурса «Юные Тимирязевцы», Всероссийский урок «Эколят – молодых защитников природы», Всероссийская олимпиада «Эколят – молодых защитников природы», конкурсный отбор учащихся Российской Федерации для участия в Слете юных экологов Беларуси и России «Экология без границ», Всероссийский экологический марафон «Земле жить!».

 ГУДО РК «РЦЭО» в рамках Лесного образовательного кластера в сотрудничестве с Сыктывкарским лесным институтом (СЛИ), учреждениями и ведомствами лесного профиля осуществляется предпрофильная подготовка и профильное обучение учащихся на профессии лесной отрасли. В рамках реализации Регионального плана мероприятий (дорожной карты) по развитию школьных лесничеств на 2019-2021гг. в Республике Коми, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми № 705 от 15 мая 2019 года, активно ведется работа со школьными лесничествами республики. Проводятся 8 республиканских мероприятий: «Школа юного лесовода» (3 сессии в год), «Республиканский слёт школьных лесничеств», «Республиканский смотр-конкурс «Лучшее школьное лесничество», семинары руководителей школьных лесничеств (2 семинара в год), Межрегиональный лесной конкурс по экологии леса и охране природы «Берендей 2020», Республиканский юниорский лесной конкурс «Подрост», секция «Подрост» в рамках Всероссийской молодёжной научно-практической конференции «Исследования молодёжи – экономике, производству, образованию» организуемой СЛИ.

 В соответствии с Комплексным планом действий по реализации Государственной программы Республики Коми «Развитие образования» на 2021 год ведется плановая работа по организации и проведению мероприятий, методическому и организационному сопровождению обучающихся в мероприятиях различных уровней.

Для проведения очных мероприятий, конференций, слетов, конкурсов для работы в жюри привлекаются сотрудники профильных министерств и ведомств, научных, природоохранных и общественных организаций: ГБУ РК «Национальный музей РК», ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина», Сыктывкаский лесной институт,  ГПОУ РК «Коми республиканский колледж культуры им. В.Т. Чисталева», филиал ФБУ «Рослесозащита» - «Центр защиты леса РК», ГАУ РК «Коми региональный лесопожарный центр», Институт биологии Коми НЦ УрОРАН, Министерство национальной политики РК, Министерство природных ресурсов и ООС РК, КРОО «Общество лесоводов», ФГБУ «Рослесинфорг» по РК, ГБУ РК «Центр по ООПТ», фонд содействия устойчивому развитию «Серебрянная тайга», отдел водных ресурсов по РК Двинско-Печорского водного управления, ГОУДПО «Коми республиканский институт образования», Национальный парк «Койгородский», ГБУ РК "Финноугорский зтнопарк", историко-краеведческий музей им. А.А. Куратовой с. Ыб.

Республиканский центр экологического образования является одним из координаторов реализации «Концепции экологического образования и просвещения населения в Республике Коми на период до 2025 года». Наряду с представителями министерств и ведомств, науки и просвещения, федеральных ООПТ и общественных организаций сотрудники Центра входят в состав экспертного совета по реализации Концепции. В 2020 г. членами экспертного совета в План реализации Концепции на 2020-2021 гг. были отобраны проекты, охватывающие все уровни образования и социальную сферу (культуру, искусство).

***

В 2020 году на ГУДО РК «РЦЭО» как региональный ресурсный центр по естественнонаучному образованию в Республике Коми Приказом Министерства образования, науки и молодежной политики РК от 18.08.2020 № 441-п. возложены функции Экостанции.  В рамках Экостанции Республиканский центр экологического образования работает по нескольким направлениям: «Эко» (ДООП «Экомониторинг»), «Био» (ДООП «Эврика»), «Лесное дело» (ДООП «Школьное лесничество»), «Профи» (ДООП «Ты из будущего. Начало.»), «Проектирование» (ДООП «Эковолонтер»).

Проекты ГУДО РК «РЦЭО» в рамках Экостанции:

  • «ЭкоЯ» - цикл классных часов для учащихся 1-4 классов по 5 темам в рамках Экологического марафона «Земле жить»;
  • «Научное бюро» - республиканский экспертный совет по развитию дополнительного образования детей естественнонаучной направленности;
  • «Школа юного эколога» - проект, ориентирующий школьников на профессии эколого-биологического профиля.

***

Одним из важных направлений деятельности ГУДО РК «РЦЭО» является ежегодное проведение мониторинга оценки состояния экологического образования в республике. Сотрудники Центра проводят свод и подробный анализ заполненных специалистами Управлений образований МО РК информационных карт. Ежегодно по итогам обработки данных мониторинга составляется отчет, который входит в «Государственный доклад о состоянии окружающей среды Республики Коми».

***

В структуре Центра работают зоологический и дендрологический парки. На них возложена миссия ресурсной поддержки и координации деятельности различных типов фитоколлекций (садов, участков) и зооколлекций в школах и учреждениях дополнительного образования детей РК.

Зоологический парк РЦЭО является первым и единственным зоопарком в республике. Он самый северный зоопарк в Европе, официально зарегистрированный в Евро-Азиатской региональной Ассоциации зоопарков и аквариумов. Коллекция зоопарка насчитывает свыше 100 видов животных.

В зоопарке имеется террариум, где обитают змеи (тигровый питон, удав, полоз), крокодил, ящерицы, черепахи и др.

Специалисты зоопарка оказывают консультации по вопросам содержания и лечения домашних и экзотических животных.

Коллекция дендропарка насчитывает около 780 видов и сортов растений из различных областей земного шара и Республики Коми. В парке произрастает ряд нехарактерных для территории Республики Коми растений: дуб, орех, инжир, клён, слива, яблоня и др. Коллекция дендропарка насчитывает около 450 видов и сортов комнатных растений. Деятельность дендропарка ориентирована на создание коллекций растений, для сохранения и демонстрации биологического разнообразия дикой флоры различных областей земного шара. Дендропарк активно осуществляет деятельность по выращиванию рассады овощных и цветочных культур для дачников и цветоводов-любителей.

В дендропарке и зоопарке проводятся учебные занятия для обучающихся Центра, организуется исследовательская деятельность детей. Для учащихся города и республики, населения на базе зоопарка и дендропарка ведется большая экскурсионная работа.

Показателем результативности работы педагогического коллектива является успешное участие обучающихся в республиканских, всероссийских и международных конкурсах. Воспитанники Центра всегда входят в число их лауреатов и призёров. Педагоги и специалисты Центра принимают активное участие в международных, республиканских и городских мероприятиях для работников образования.

В перспективе Центра: развитие и совершенствование его структуры, новых направлений деятельности, востребованных обществом, внедрение инновационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе очно-заочных и информационных.