Мониторинг экологического образования

Краткие итоги мониторинга экологического образования за 2017 год 

Экологическое образование и воспитание являются основой экологического благополучия общества. Одним из условий устойчивого развития современной цивилизации является экологическая грамотность населения. Каждый человек должен понимать и чувствовать свою сопричастность с природой и находиться в гармонии с ней.  Экологическое образование  должно осуществляться непрерывно в течение всей жизни человека.  Актуальность и важность непрерывного экологического образования населения отражается в Указе Президента РФ «Об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», Национальной стратегии экологического образования РФ и законе РФ «Об образовании», Концепции экологического образования и просвещения в Республике Коми.

Основы экологической грамотности должны закладываться в человека в самом раннем детстве, когда его чувственно-эмоциональное восприятие находится на очень высоком уровне. Первой и значимой ступенью в процессе непрерывного экологического образования является дошкольное образование.  

В настоящее время экологическое образование дошкольников осуществляется во всех муниципальных образованиях республики и носит системный и целенаправленный характер. В мониторинге состояния экологического образования в Республике Коми участвовало 401 дошкольное образовательное учреждение,  в 187 дошкольных образовательных организациях республики успешно реализуются эколого-ориентированные программы,  рассчитанные на самых маленьких жителей республики (2015 год – 182 ДОО, 2014 год – 205 ДОО, 2013 год – 215 ДОО). В МО ГО «Воркута», МО МР «Усть-Куломский», МО МР «Койгородский», МО МР «Усть-Вымский» по эколого-ориентированным программам работает большая часть дошкольных образовательных организаций, экологическим образованием охвачено более 4000 воспитанников. Только в 2 дошкольных образовательных организациях республики  имеется штатный эколог. Всего по данным, представленным дошкольными образовательными организациями  за 2017 год,  в Республике Коми свыше 22836 воспитанников ДОО охвачены  экологическим образованием (без данных по г. Сыктывкару в 2017 г. – 15765, 2016 г. – 18280).

Большинство педагогов дошкольных образовательных организаций республики работают по эколого-ориентированным программам: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Наш дом – природа» Н. A. Рыжовой, «Добро пожаловать в экологию» О. Л. Воронкевич, «Ознакомление с природой в детском саду»  Соломенниковой О.А.,  «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «Мы» - Кондратьевой Н.Н.  

По данным мониторинга за 2017 год 2096 педагогов дошкольных общеобразовательных организаций республики реализуют программы естественнонаучной направленности, из них: 167 – высшей категории, 992 – первой, 937 – без категории.

Большое  внимание уделяется экологизации развивающей предметной среды. Правильная организация образовательного пространства для дошкольников способствует,  в том числе и формированию начал экологической культуры у детей. В дошкольных образовательных организациях республики созданы и успешно функционируют  экологические  комнаты, музеи природы (уголки природы), эколаборатории и уголки экспериментирования, зимние сады, экологические тропы, мини-огороды, цветники, тематические выставки, метеоплощадки. Педагоги ДОО содействуют  активному общению детей  с природой,  используют в экологическом образовании дошкольников проектную и познавательно-исследовательскую деятельность, экскурсионную и кружковую работу. Традиционно принцип деятельностного подхода реализуется в процессе ухода за комнатными растениями,  организации элементарной познавательно-исследовательской деятельности  на  прогулках и экскурсиях, на занятиях детского творчества, при проведении массовых мероприятий экологической направленности.

В дошкольных образовательных организациях проводятся самые разнообразные  по форме экологические мероприятия: природоохранные акции, экологические праздники и  театральные представления, конкурсы рисунков и плакатов, выставки поделок из природного материала  и фотовыставки, различные виды проектов, конкурсы, экологические месячники и декады, экскурсии, выставки.

Всего  по данным, полученным за 2017 год, воспитанники ДОО РК принимали участие в 11375 мероприятиях экологической направленности, природоохранных акциях, экологических праздниках, играх, проектах и экскурсиях.

По данным мониторинга за 2017 год дошкольными образовательными организациями РК проведено 1011 мероприятий в рамках природоохранного социально-образовательного проекта "Эколята-Дошколята".

Педагоги и воспитанники дошкольных образовательных организаций принимают активное участие в конкурсах экологической направленности различного уровня. Так в 2017 году воспитанники и педагоги ДОО приняли участие более, чем в 300 конкурсах муниципального, республиканского, всероссийского и международного уровней.

Экологическое образование, формирующее у подрастающего поколения новую систему ценностей в коммуникации с природой, ответственное отношение к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей, активную социально- экологическую позицию, продолжается и в школе.

По данным, предоставленным участниками мониторинга в 2017 году экологию как предмет изучали 1731 учащийся в 40 общеобразовательных организациях республики  (2016 -  30 школ, 1364 учащихся; 2015 – 48 школ, 2709 учащихся; 2014 год – 50 школ, 1939 учащихся; 2013 год - 61 школа, 1987 учащихся). Наибольшее количество школьников изучает экологию как предмет в общеобразовательных организациях МО ГО «Сыктывкар» (1084 учащихся), МО ГО «Инта» (216 учащихся), МО МР «Усть-Куломский»» (107 учащихся), МО МР «Корткеросский» (85 учащихся), МО ГО «Воркута» (61 учащийся),

Помимо самостоятельного предмета, экологическое образование школьников осуществляется через экологизацию предметов основного образования, работу кружков, факультативов и творческих объединений, проведение акций и трудовых десантов, профильных экологических лагерей и экспедиций, экскурсий, конференций и других массовых мероприятий экологической направленности.

По данным мониторинга за 2017 год, 8875 учащихся в 169 образовательных организациях РК обучается по 294 программам внеурочной деятельности естественнонаучной  направленности.  

Ежегодно увеличивается количество учащихся общеобразовательных организаций, занимающихся в кружках, факультативах и клубах экологической направленности. В 2017 году в школах республики действовали 164 факультатива естественнонаучной  направленности, в которых занимались 3059 учащихся, а также 152 курса по выбору естественнонаучной  направленности с общим охватом в 2752 учащихся. Одной из форм экологического образования и просвещения учащихся школ РК являются – клуб и научное общество учащихся, в которых в 2017 году занималось 1383 школьников.

Таким образом, учебной деятельностью естественнонаучной направленности в общеобразовательных организациях в 2017 г. было охвачено 7194 учащихся (2016 г. -5073 учащихся, 2015 год – 15260 учащихся, 2014 год – 8800 учащихся, 2013 год - 7700 учащихся).

Школьники активно занимаются исследовательской  и проектной деятельностью в изучении природы. Исследования детей имеют практическую значимость и отражают их интерес к актуальным проблемам своей малой родины и современного общества. В своих исследованиях ребята сотрудничают с работниками  научных и природоохранных организаций. В общеобразовательных организациях республики прошли научно-практические конференции экологической направленности: «Я -  исследователь, я открываю мир», «Открытие», «Эврика», «Творческий потенциал ХХI», «Шаг в науку», «Земля-отечество Коми», «Наши лучшие друзья», «Территория познания» и др.

Изучение природы родного края активно продолжается  в каникулярное время в экологических лагерях, экспедициях,  экологических практикумах. В профильных экологических лагерях летом 2017 года отдыхало 2035 детей (2016 г.-2065 детей; 2015 г. – 837 детей). Программы таких лагерей объединяют в себе просветительскую, досуговую и оздоровительную составляющие с разнообразными экскурсиями в природу, исследованиями экосистем и отдельных природных объектов, экологическими праздниками и играми для формирования гармоничного существования детей с окружающей природой; формируют патриотическое отношение к своей малой родине, способствуют приобретению практических навыков в области охраны природы и природопользования, прививают экологическое мировоззрение и экологически ответственное поведение.

В период летних каникул при школах организуется работа летних трудовых бригад. По данным,  представленным муниципальными органами управления образования, на учебно-опытных участках общеобразовательных организаций  и в летних трудовых бригадах в 2017 г. трудилось свыше 4977 учащихся (2016 г.- 4312 учащихся; 2015 г. – 6087 учащихся). В общеобразовательных организациях РК имеется 49 учебно-опытных участков, 1 зообаза  и 2 стационарных базы для проведения полевых исследований.

В пришкольных теплицах выращиваются овощные культуры и рассада цветочно-декоративных растений, на учебно-опытных участках осуществляется уход за высаженными в грунт растениями. Школьниками  разрабатываются и реализуются проекты озеленения территории своего подсобного участка, школы, села, города.

Важное место в системе экологического воспитания школьников занимают природоохранные акции.  В школах республики в 2017 году – Год экологии в РФ – прошло 4760 акций. (2016 г. - 972 акции; 2015 г. – 740 акций). Следует отметить, что один ребенок мог быть участником нескольких акций. Ребята очищали берега рек, парки и лесные массивы от бытового мусора, сажали деревья и кустарники, разбивали цветники и клумбы, обустраивали территорию храмов, устанавливали аншлаги, изготавливали и развешивали кормушки и птичьи гнездовья, занимались благоустройством территории школы и др.

Ежегодно в общеобразовательных организациях республики  проводится большое количество  различных познавательных и интеллектуальных конкурсов, праздников, выставок, экскурсий, экологических игр,  викторин.

По данным мониторинга за 2017 год 239 педагогов в общеобразовательных организациях республики реализуют программы естественнонаучной направленности, из них: 89 – высшей категории, 76 – первой, 74 – без категории.

Учителя  республики принимают активное участие в конкурсах естественнонаучной направленности  различного уровня. В 2017 г. педагогами общеобразовательных организаций республики было представлено 887 работ на  конкурсах районного уровня, 521 – республиканского, 556 – российского и 281 – международного.

Значимое место в формировании непрерывного экологического образования занимает сфера дополнительного образования детей. По данным мониторинга за 2017 г. 25 организаций дополнительного образования РК имеют естественнонаучную направленность, закрепленную в Уставе, 5 организаций дополнительного образования РК, имеют дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы естественнонаучной тематики в рамках других направленностей. По данным, предоставленным муниципальными образованиями республики  в 2017 году, в 30 из 55 (2016 г.- 23 из 55, 2015 г. – в 25 из 55) организаций дополнительного образования РК работали объединения эколого-биологического направления.

В республике имеется 3 специализированных УДО (2 станции юннатов в Объячево и Инте и РЦЭО), в Ухте Станция юннатов является структурным подразделением  МУ «Дом молодежи».

По данным мониторинга за 2017 год в РК 131 педагог дополнительного образования  реализует программы естественнонаучной направленности, из них: 24 – высшей категории, 24 – первой, 83 – без категории.

На постоянной основе получали  экологическое образование в сфере дополнительного образования детей  5588 человек (2016 г.- 4235 человек; 2015 г. – 4880 человек), что составило  10 % от общего количества обучающихся, охваченных дополнительным образованием в республике. Реализовывалось 123 дополнительные общеразвивающие программы. В 2017 году 5563 учащихся  и 245 педагогов дополнительного образования принимали участие  в  конкурсах различного уровня.

Ежегодно в учреждениях дополнительного образования проводится большое количество  различных познавательных и интеллектуальных конкурсов, праздников, выставок, экскурсий, экологических игр,  природоохранных акций.

Экологическое образование дети получают и  Школьных лесничествах. В 2017 году в республике осуществляли свою деятельность 50 школьных лесничеств, которыми было охвачено 777 учащихся в возрасте от 12 до 18 лет (2016 г. -623 учащихся; 2015 г. – 720 учащихся). Школьники изучают лесные экосистемы и компоненты природы, занимаются  исследовательской, проектной, природоохранной и просветительской деятельностью; работают в питомниках,  высаживают деревья,  развешивают скворечники и  гнездовья, организуют зимнюю подкормку диких животных и зимующих птиц, проводят рубки ухода за лесом и санитарно-оздоровительные мероприятия по очистке леса от захламлённости,  проводят  экологические акции по борьбе с лесными пожарами  и самовольными порубками деревьев,  заготавливают лекарственное сырьё.

22 сентября 2017 года был проведен Республиканский слет школьных лесничеств. Слёт проводился с целью привлечения детей и молодежи к исследовательской и природоохранной деятельности, направленной на развитие интереса обучающихся к лесному делу, к практическому участию в деле сохранения лесных экосистем, способствующих их профессиональному самоопределению. В Слёте приняли участие учащиеся 13 школьных лесничеств из 5 муниципальных образований республики: МО МР «Корткеросский», МО МР «Усть-Куломский», МО МР «Сыктывдинский», МО МР «Сысольский», МО МР «Койгородский».

ГУДО РК «РЦЭО» осуществляет методическое сопровождение деятельности Школьных лесничеств.  Центром был выигран грант Минобрнауки РФ в форме субсидий из федерального бюджета юридическим лицам в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы по мероприятию 3.1. «Обновление содержания технологий дополнительного образования и воспитания детей» на реализацию проекта «Школа юного лесовода». Проект реализуется с 2014 года совместно с ФГБОУ ВО «СПБГЛТУ имени С.М. Кирова» в рамках Лесного образовательного кластера. В настоящее время в Республике Коми действует 50 школьных лесничеств (777 человек). В течение года организовывались и проводились мероприятия в рамках проекта, как для детей,  так и для педагогов. Традиционно было проведено два семинара для руководителей школьных лесничеств, особенностью этого года стал их новый формат. К обучению педагогов были привлечены преподаватели ФГБОУ ВО «СПБГЛТУ имени С.М. Кирова» и ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина". Новым уровнем стала организация проведения двух межрегиональных вебинаров (один с участием школьников, другой с участием педагогов) по обмену опытом работы в школьных лесничествах с участием Кировской, Архангельской областей и Пермского края.

Впервые члены школьных лесничеств приняли участие в VIII Всероссийской молодежной научно-практической конференции «Исследования молодежи – экономике, производству, образованию», посвященной 65-летию высшего лесного образования в Республики Коми.

ГУДО РК «РЦЭО» достигнута договоренность с ФГБОУ ВО «СПБГЛТУ имени С.М. Кирова» о предоставлении дополнительных бонусных баллов при поступлении в институт для прошедших полный курс обучения по программе «Школа юного лесовода».

Особое внимание непрерывному экологическому образованию и просвещению уделяется в  ГУДО РК «Республиканский центр экологического образования», который, являясь ресурсным центром экологического образования в РК, организует свою деятельность с обучающимися и педагогами образовательных организаций на всех уровнях общего и начального профессионального образования, а также с населением Республики Коми.