Мониторинг экологического образования

Мониторинг экологического образования за 2018 год

Информационное письмо

Инструкция по заполнению Информационной карты для ДОО

Инструкция по заполнению Информационной карты для ОДО

Инструкция по заполнению Информационной карты для ОО

Инструкция по заполнению Информационной карты для УО

Информационная карта для заполнения ОДО

Информационная карта для заполнения ДОО

Информационная карта для заполнения ОО

Информационная карта для заполнения УО

Самоаудит ОО для заполнения

Комментарий по самоаудиту

Письмо ФГБОУ ДО «ФДЭБЦ» «Основные направления развития естественнонаучной направленности дополнительного образования детей в Российской Федерации» от 28 марта 2016 года

ментарий по самоаудиту

Краткие итоги мониторинга экологического образования за 2017 год 

Экологическое образование и воспитание являются основой экологического благополучия общества. Одним из условий устойчивого развития современной цивилизации является экологическая грамотность населения. Каждый человек должен понимать и чувствовать свою сопричастность с природой и находиться в гармонии с ней.  Экологическое образование  должно осуществляться непрерывно в течение всей жизни человека.  Актуальность и важность непрерывного экологического образования населения отражается в Указе Президента РФ «Об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», Национальной стратегии экологического образования РФ и законе РФ «Об образовании», Концепции экологического образования и просвещения в Республике Коми.

Основы экологической грамотности должны закладываться в человека в самом раннем детстве, когда его чувственно-эмоциональное восприятие находится на очень высоком уровне. Первой и значимой ступенью в процессе непрерывного экологического образования является дошкольное образование.  

В настоящее время экологическое образование дошкольников осуществляется во всех муниципальных образованиях республики и носит системный и целенаправленный характер. В мониторинге состояния экологического образования в Республике Коми участвовало 401 дошкольное образовательное учреждение,  в 187 дошкольных образовательных организациях республики успешно реализуются эколого-ориентированные программы,  рассчитанные на самых маленьких жителей республики (2015 год – 182 ДОО, 2014 год – 205 ДОО, 2013 год – 215 ДОО). В МО ГО «Воркута», МО МР «Усть-Куломский», МО МР «Койгородский», МО МР «Усть-Вымский» по эколого-ориентированным программам работает большая часть дошкольных образовательных организаций, экологическим образованием охвачено более 4000 воспитанников. Только в 2 дошкольных образовательных организациях республики  имеется штатный эколог. Всего по данным, представленным дошкольными образовательными организациями  за 2017 год,  в Республике Коми свыше 22836 воспитанников ДОО охвачены  экологическим образованием (без данных по г. Сыктывкару в 2017 г. – 15765, 2016 г. – 18280).

Большинство педагогов дошкольных образовательных организаций республики работают по эколого-ориентированным программам: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Наш дом – природа» Н. A. Рыжовой, «Добро пожаловать в экологию» О. Л. Воронкевич, «Ознакомление с природой в детском саду»  Соломенниковой О.А.,  «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «Мы» - Кондратьевой Н.Н.  

По данным мониторинга за 2017 год 2096 педагогов дошкольных общеобразовательных организаций республики реализуют программы естественнонаучной направленности, из них: 167 – высшей категории, 992 – первой, 937 – без категории.

Большое  внимание уделяется экологизации развивающей предметной среды. Правильная организация образовательного пространства для дошкольников способствует,  в том числе и формированию начал экологической культуры у детей. В дошкольных образовательных организациях республики созданы и успешно функционируют  экологические  комнаты, музеи природы (уголки природы), эколаборатории и уголки экспериментирования, зимние сады, экологические тропы, мини-огороды, цветники, тематические выставки, метеоплощадки. Педагоги ДОО содействуют  активному общению детей  с природой,  используют в экологическом образовании дошкольников проектную и познавательно-исследовательскую деятельность, экскурсионную и кружковую работу. Традиционно принцип деятельностного подхода реализуется в процессе ухода за комнатными растениями,  организации элементарной познавательно-исследовательской деятельности  на  прогулках и экскурсиях, на занятиях детского творчества, при проведении массовых мероприятий экологической направленности.

В дошкольных образовательных организациях проводятся самые разнообразные  по форме экологические мероприятия: природоохранные акции, экологические праздники и  театральные представления, конкурсы рисунков и плакатов, выставки поделок из природного материала  и фотовыставки, различные виды проектов, конкурсы, экологические месячники и декады, экскурсии, выставки.

Всего  по данным, полученным за 2017 год, воспитанники ДОО РК принимали участие в 11375 мероприятиях экологической направленности, природоохранных акциях, экологических праздниках, играх, проектах и экскурсиях.

По данным мониторинга за 2017 год дошкольными образовательными организациями РК проведено 1011 мероприятий в рамках природоохранного социально-образовательного проекта "Эколята-Дошколята".

Педагоги и воспитанники дошкольных образовательных организаций принимают активное участие в конкурсах экологической направленности различного уровня. Так в 2017 году воспитанники и педагоги ДОО приняли участие более, чем в 300 конкурсах муниципального, республиканского, всероссийского и международного уровней.

Экологическое образование, формирующее у подрастающего поколения новую систему ценностей в коммуникации с природой, ответственное отношение к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей, активную социально- экологическую позицию, продолжается и в школе.

По данным, предоставленным участниками мониторинга в 2017 году экологию как предмет изучали 1731 учащийся в 40 общеобразовательных организациях республики  (2016 -  30 школ, 1364 учащихся; 2015 – 48 школ, 2709 учащихся; 2014 год – 50 школ, 1939 учащихся; 2013 год - 61 школа, 1987 учащихся). Наибольшее количество школьников изучает экологию как предмет в общеобразовательных организациях МО ГО «Сыктывкар» (1084 учащихся), МО ГО «Инта» (216 учащихся), МО МР «Усть-Куломский»» (107 учащихся), МО МР «Корткеросский» (85 учащихся), МО ГО «Воркута» (61 учащийся),

Помимо самостоятельного предмета, экологическое образование школьников осуществляется через экологизацию предметов основного образования, работу кружков, факультативов и творческих объединений, проведение акций и трудовых десантов, профильных экологических лагерей и экспедиций, экскурсий, конференций и других массовых мероприятий экологической направленности.

По данным мониторинга за 2017 год, 8875 учащихся в 169 образовательных организациях РК обучается по 294 программам внеурочной деятельности естественнонаучной  направленности.  

Ежегодно увеличивается количество учащихся общеобразовательных организаций, занимающихся в кружках, факультативах и клубах экологической направленности. В 2017 году в школах республики действовали 164 факультатива естественнонаучной  направленности, в которых занимались 3059 учащихся, а также 152 курса по выбору естественнонаучной  направленности с общим охватом в 2752 учащихся. Одной из форм экологического образования и просвещения учащихся школ РК являются – клуб и научное общество учащихся, в которых в 2017 году занималось 1383 школьников.

Таким образом, учебной деятельностью естественнонаучной направленности в общеобразовательных организациях в 2017 г. было охвачено 7194 учащихся (2016 г. -5073 учащихся, 2015 год – 15260 учащихся, 2014 год – 8800 учащихся, 2013 год - 7700 учащихся).

Школьники активно занимаются исследовательской  и проектной деятельностью в изучении природы. Исследования детей имеют практическую значимость и отражают их интерес к актуальным проблемам своей малой родины и современного общества. В своих исследованиях ребята сотрудничают с работниками  научных и природоохранных организаций. В общеобразовательных организациях республики прошли научно-практические конференции экологической направленности: «Я -  исследователь, я открываю мир», «Открытие», «Эврика», «Творческий потенциал ХХI», «Шаг в науку», «Земля-отечество Коми», «Наши лучшие друзья», «Территория познания» и др.

Изучение природы родного края активно продолжается  в каникулярное время в экологических лагерях, экспедициях,  экологических практикумах. В профильных экологических лагерях летом 2017 года отдыхало 2035 детей (2016 г.-2065 детей; 2015 г. – 837 детей). Программы таких лагерей объединяют в себе просветительскую, досуговую и оздоровительную составляющие с разнообразными экскурсиями в природу, исследованиями экосистем и отдельных природных объектов, экологическими праздниками и играми для формирования гармоничного существования детей с окружающей природой; формируют патриотическое отношение к своей малой родине, способствуют приобретению практических навыков в области охраны природы и природопользования, прививают экологическое мировоззрение и экологически ответственное поведение.

В период летних каникул при школах организуется работа летних трудовых бригад. По данным,  представленным муниципальными органами управления образования, на учебно-опытных участках общеобразовательных организаций  и в летних трудовых бригадах в 2017 г. трудилось свыше 4977 учащихся (2016 г.- 4312 учащихся; 2015 г. – 6087 учащихся). В общеобразовательных организациях РК имеется 49 учебно-опытных участков, 1 зообаза  и 2 стационарных базы для проведения полевых исследований.

В пришкольных теплицах выращиваются овощные культуры и рассада цветочно-декоративных растений, на учебно-опытных участках осуществляется уход за высаженными в грунт растениями. Школьниками  разрабатываются и реализуются проекты озеленения территории своего подсобного участка, школы, села, города.

Важное место в системе экологического воспитания школьников занимают природоохранные акции.  В школах республики в 2017 году – Год экологии в РФ – прошло 4760 акций. (2016 г. - 972 акции; 2015 г. – 740 акций). Следует отметить, что один ребенок мог быть участником нескольких акций. Ребята очищали берега рек, парки и лесные массивы от бытового мусора, сажали деревья и кустарники, разбивали цветники и клумбы, обустраивали территорию храмов, устанавливали аншлаги, изготавливали и развешивали кормушки и птичьи гнездовья, занимались благоустройством территории школы и др.

Ежегодно в общеобразовательных организациях республики  проводится большое количество  различных познавательных и интеллектуальных конкурсов, праздников, выставок, экскурсий, экологических игр,  викторин.

По данным мониторинга за 2017 год 239 педагогов в общеобразовательных организациях республики реализуют программы естественнонаучной направленности, из них: 89 – высшей категории, 76 – первой, 74 – без категории.

Учителя  республики принимают активное участие в конкурсах естественнонаучной направленности  различного уровня. В 2017 г. педагогами общеобразовательных организаций республики было представлено 887 работ на  конкурсах районного уровня, 521 – республиканского, 556 – российского и 281 – международного.

Значимое место в формировании непрерывного экологического образования занимает сфера дополнительного образования детей. По данным мониторинга за 2017 г. 25 организаций дополнительного образования РК имеют естественнонаучную направленность, закрепленную в Уставе, 5 организаций дополнительного образования РК, имеют дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы естественнонаучной тематики в рамках других направленностей. По данным, предоставленным муниципальными образованиями республики  в 2017 году, в 30 из 55 (2016 г.- 23 из 55, 2015 г. – в 25 из 55) организаций дополнительного образования РК работали объединения эколого-биологического направления.

В республике имеется 3 специализированных УДО (2 станции юннатов в Объячево и Инте и РЦЭО), в Ухте Станция юннатов является структурным подразделением  МУ «Дом молодежи».

По данным мониторинга за 2017 год в РК 131 педагог дополнительного образования  реализует программы естественнонаучной направленности, из них: 24 – высшей категории, 24 – первой, 83 – без категории.

На постоянной основе получали  экологическое образование в сфере дополнительного образования детей  5588 человек (2016 г.- 4235 человек; 2015 г. – 4880 человек), что составило  10 % от общего количества обучающихся, охваченных дополнительным образованием в республике. Реализовывалось 123 дополнительные общеразвивающие программы. В 2017 году 5563 учащихся  и 245 педагогов дополнительного образования принимали участие  в  конкурсах различного уровня.

Ежегодно в учреждениях дополнительного образования проводится большое количество  различных познавательных и интеллектуальных конкурсов, праздников, выставок, экскурсий, экологических игр,  природоохранных акций.

Экологическое образование дети получают и  Школьных лесничествах. В 2017 году в республике осуществляли свою деятельность 50 школьных лесничеств, которыми было охвачено 777 учащихся в возрасте от 12 до 18 лет (2016 г. -623 учащихся; 2015 г. – 720 учащихся). Школьники изучают лесные экосистемы и компоненты природы, занимаются  исследовательской, проектной, природоохранной и просветительской деятельностью; работают в питомниках,  высаживают деревья,  развешивают скворечники и  гнездовья, организуют зимнюю подкормку диких животных и зимующих птиц, проводят рубки ухода за лесом и санитарно-оздоровительные мероприятия по очистке леса от захламлённости,  проводят  экологические акции по борьбе с лесными пожарами  и самовольными порубками деревьев,  заготавливают лекарственное сырьё.

22 сентября 2017 года был проведен Республиканский слет школьных лесничеств. Слёт проводился с целью привлечения детей и молодежи к исследовательской и природоохранной деятельности, направленной на развитие интереса обучающихся к лесному делу, к практическому участию в деле сохранения лесных экосистем, способствующих их профессиональному самоопределению. В Слёте приняли участие учащиеся 13 школьных лесничеств из 5 муниципальных образований республики: МО МР «Корткеросский», МО МР «Усть-Куломский», МО МР «Сыктывдинский», МО МР «Сысольский», МО МР «Койгородский».

ГУДО РК «РЦЭО» осуществляет методическое сопровождение деятельности Школьных лесничеств.  Центром был выигран грант Минобрнауки РФ в форме субсидий из федерального бюджета юридическим лицам в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы по мероприятию 3.1. «Обновление содержания технологий дополнительного образования и воспитания детей» на реализацию проекта «Школа юного лесовода». Проект реализуется с 2014 года совместно с ФГБОУ ВО «СПБГЛТУ имени С.М. Кирова» в рамках Лесного образовательного кластера. В настоящее время в Республике Коми действует 50 школьных лесничеств (777 человек). В течение года организовывались и проводились мероприятия в рамках проекта, как для детей,  так и для педагогов. Традиционно было проведено два семинара для руководителей школьных лесничеств, особенностью этого года стал их новый формат. К обучению педагогов были привлечены преподаватели ФГБОУ ВО «СПБГЛТУ имени С.М. Кирова» и ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина". Новым уровнем стала организация проведения двух межрегиональных вебинаров (один с участием школьников, другой с участием педагогов) по обмену опытом работы в школьных лесничествах с участием Кировской, Архангельской областей и Пермского края.

Впервые члены школьных лесничеств приняли участие в VIII Всероссийской молодежной научно-практической конференции «Исследования молодежи – экономике, производству, образованию», посвященной 65-летию высшего лесного образования в Республики Коми.

ГУДО РК «РЦЭО» достигнута договоренность с ФГБОУ ВО «СПБГЛТУ имени С.М. Кирова» о предоставлении дополнительных бонусных баллов при поступлении в институт для прошедших полный курс обучения по программе «Школа юного лесовода».

Особое внимание непрерывному экологическому образованию и просвещению уделяется в  ГУДО РК «Республиканский центр экологического образования», который, являясь ресурсным центром экологического образования в РК, организует свою деятельность с обучающимися и педагогами образовательных организаций на всех уровнях общего и начального профессионального образования, а также с населением Республики Коми.