Мониторинг экологического образования

Краткие итоги мониторинга экологического образования за 2017 год 

Экологическое образование и воспитание являются основой экологического благополучия общества. Одним из условий устойчивого развития современной цивилизации является экологическая грамотность населения. Каждый человек должен понимать и чувствовать свою сопричастность с природой и находиться в гармонии с ней.  Экологическое образование  должно осуществляться непрерывно в течение всей жизни человека.  Актуальность и важность непрерывного экологического образования населения отражается в Указе Президента РФ «Об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», Национальной стратегии экологического образования РФ и законе РФ «Об образовании», Концепции экологического образования и просвещения в Республике Коми.

Основы экологической грамотности должны закладываться в человека в самом раннем детстве, когда его чувственно-эмоциональное восприятие находится на очень высоком уровне. Первой и значимой ступенью в процессе непрерывного экологического образования является дошкольное образование.  

В настоящее время экологическое образование дошкольников осуществляется во всех муниципальных образованиях республики и носит системный и целенаправленный характер. В мониторинге состояния экологического образования в Республике Коми участвовало 401 дошкольное образовательное учреждение,  в 187 дошкольных образовательных организациях республики успешно реализуются эколого-ориентированные программы,  рассчитанные на самых маленьких жителей республики (2015 год – 182 ДОО, 2014 год – 205 ДОО, 2013 год – 215 ДОО). В МО ГО «Воркута», МО МР «Усть-Куломский», МО МР «Койгородский», МО МР «Усть-Вымский» по эколого-ориентированным программам работает большая часть дошкольных образовательных организаций, экологическим образованием охвачено более 4000 воспитанников. Только в 2 дошкольных образовательных организациях республики  имеется штатный эколог. Всего по данным, представленным дошкольными образовательными организациями  за 2017 год,  в Республике Коми свыше 22836 воспитанников ДОО охвачены  экологическим образованием (без данных по г. Сыктывкару в 2017 г. – 15765, 2016 г. – 18280).

Большинство педагогов дошкольных образовательных организаций республики работают по эколого-ориентированным программам: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Наш дом – природа» Н. A. Рыжовой, «Добро пожаловать в экологию» О. Л. Воронкевич, «Ознакомление с природой в детском саду»  Соломенниковой О.А.,  «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «Мы» - Кондратьевой Н.Н.  

По данным мониторинга за 2017 год 2096 педагогов дошкольных общеобразовательных организаций республики реализуют программы естественнонаучной направленности, из них: 167 – высшей категории, 992 – первой, 937 – без категории.

Большое  внимание уделяется экологизации развивающей предметной среды. Правильная организация образовательного пространства для дошкольников способствует,  в том числе и формированию начал экологической культуры у детей. В дошкольных образовательных организациях республики созданы и успешно функционируют  экологические  комнаты, музеи природы (уголки природы), эколаборатории и уголки экспериментирования, зимние сады, экологические тропы, мини-огороды, цветники, тематические выставки, метеоплощадки. Педагоги ДОО содействуют  активному общению детей  с природой,  используют в экологическом образовании дошкольников проектную и познавательно-исследовательскую деятельность, экскурсионную и кружковую работу. Традиционно принцип деятельностного подхода реализуется в процессе ухода за комнатными растениями,  организации элементарной познавательно-исследовательской деятельности  на  прогулках и экскурсиях, на занятиях детского творчества, при проведении массовых мероприятий экологической направленности.

В дошкольных образовательных организациях проводятся самые разнообразные  по форме экологические мероприятия: природоохранные акции, экологические праздники и  театральные представления, конкурсы рисунков и плакатов, выставки поделок из природного материала  и фотовыставки, различные виды проектов, конкурсы, экологические месячники и декады, экскурсии, выставки.

Всего  по данным, полученным за 2017 год, воспитанники ДОО РК принимали участие в 11375 мероприятиях экологической направленности, природоохранных акциях, экологических праздниках, играх, проектах и экскурсиях.

По данным мониторинга за 2017 год дошкольными образовательными организациями РК проведено 1011 мероприятий в рамках природоохранного социально-образовательного проекта "Эколята-Дошколята".

Педагоги и воспитанники дошкольных образовательных организаций принимают активное участие в конкурсах экологической направленности различного уровня. Так в 2017 году воспитанники и педагоги ДОО приняли участие более, чем в 300 конкурсах муниципального, республиканского, всероссийского и международного уровней.

Экологическое образование, формирующее у подрастающего поколения новую систему ценностей в коммуникации с природой, ответственное отношение к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей, активную социально- экологическую позицию, продолжается и в школе.

По данным, предоставленным участниками мониторинга в 2017 году экологию как предмет изучали 1731 учащийся в 40 общеобразовательных организациях республики  (2016 -  30 школ, 1364 учащихся; 2015 – 48 школ, 2709 учащихся; 2014 год – 50 школ, 1939 учащихся; 2013 год - 61 школа, 1987 учащихся). Наибольшее количество школьников изучает экологию как предмет в общеобразовательных организациях МО ГО «Сыктывкар» (1084 учащихся), МО ГО «Инта» (216 учащихся), МО МР «Усть-Куломский»» (107 учащихся), МО МР «Корткеросский» (85 учащихся), МО ГО «Воркута» (61 учащийся),

Помимо самостоятельного предмета, экологическое образование школьников осуществляется через экологизацию предметов основного образования, работу кружков, факультативов и творческих объединений, проведение акций и трудовых десантов, профильных экологических лагерей и экспедиций, экскурсий, конференций и других массовых мероприятий экологической направленности.

По данным мониторинга за 2017 год, 8875 учащихся в 169 образовательных организациях РК обучается по 294 программам внеурочной деятельности естественнонаучной  направленности.  

Ежегодно увеличивается количество учащихся общеобразовательных организаций, занимающихся в кружках, факультативах и клубах экологической направленности. В 2017 году в школах республики действовали 164 факультатива естественнонаучной  направленности, в которых занимались 3059 учащихся, а также 152 курса по выбору естественнонаучной  направленности с общим охватом в 2752 учащихся. Одной из форм экологического образования и просвещения учащихся школ РК являются – клуб и научное общество учащихся, в которых в 2017 году занималось 1383 школьников.

Таким образом, учебной деятельностью естественнонаучной направленности в общеобразовательных организациях в 2017 г. было охвачено 7194 учащихся (2016 г. -5073 учащихся, 2015 год – 15260 учащихся, 2014 год – 8800 учащихся, 2013 год - 7700 учащихся).

Школьники активно занимаются исследовательской  и проектной деятельностью в изучении природы. Исследования детей имеют практическую значимость и отражают их интерес к актуальным проблемам своей малой родины и современного общества. В своих исследованиях ребята сотрудничают с работниками  научных и природоохранных организаций. В общеобразовательных организациях республики прошли научно-практические конференции экологической направленности: «Я -  исследователь, я открываю мир», «Открытие», «Эврика», «Творческий потенциал ХХI», «Шаг в науку», «Земля-отечество Коми», «Наши лучшие друзья», «Территория познания» и др.

Изучение природы родного края активно продолжается  в каникулярное время в экологических лагерях, экспедициях,  экологических практикумах. В профильных экологических лагерях летом 2017 года отдыхало 2035 детей (2016 г.-2065 детей; 2015 г. – 837 детей). Программы таких лагерей объединяют в себе просветительскую, досуговую и оздоровительную составляющие с разнообразными экскурсиями в природу, исследованиями экосистем и отдельных природных объектов, экологическими праздниками и играми для формирования гармоничного существования детей с окружающей природой; формируют патриотическое отношение к своей малой родине, способствуют приобретению практических навыков в области охраны природы и природопользования, прививают экологическое мировоззрение и экологически ответственное поведение.

В период летних каникул при школах организуется работа летних трудовых бригад. По данным,  представленным муниципальными органами управления образования, на учебно-опытных участках общеобразовательных организаций  и в летних трудовых бригадах в 2017 г. трудилось свыше 4977 учащихся (2016 г.- 4312 учащихся; 2015 г. – 6087 учащихся). В общеобразовательных организациях РК имеется 49 учебно-опытных участков, 1 зообаза  и 2 стационарных базы для проведения полевых исследований.

В пришкольных теплицах выращиваются овощные культуры и рассада цветочно-декоративных растений, на учебно-опытных участках осуществляется уход за высаженными в грунт растениями. Школьниками  разрабатываются и реализуются проекты озеленения территории своего подсобного участка, школы, села, города.

Важное место в системе экологического воспитания школьников занимают природоохранные акции.  В школах республики в 2017 году – Год экологии в РФ – прошло 4760 акций. (2016 г. - 972 акции; 2015 г. – 740 акций). Следует отметить, что один ребенок мог быть участником нескольких акций. Ребята очищали берега рек, парки и лесные массивы от бытового мусора, сажали деревья и кустарники, разбивали цветники и клумбы, обустраивали территорию храмов, устанавливали аншлаги, изготавливали и развешивали кормушки и птичьи гнездовья, занимались благоустройством территории школы и др.

Ежегодно в общеобразовательных организациях республики  проводится большое количество  различных познавательных и интеллектуальных конкурсов, праздников, выставок, экскурсий, экологических игр,  викторин.

По данным мониторинга за 2017 год 239 педагогов в общеобразовательных организациях республики реализуют программы естественнонаучной направленности, из них: 89 – высшей категории, 76 – первой, 74 – без категории.

Учителя  республики принимают активное участие в конкурсах естественнонаучной направленности  различного уровня. В 2017 г. педагогами общеобразовательных организаций республики было представлено 887 работ на  конкурсах районного уровня, 521 – республиканского, 556 – российского и 281 – международного.

Значимое место в формировании непрерывного экологического образования занимает сфера дополнительного образования детей. По данным мониторинга за 2017 г. 25 организаций дополнительного образования РК имеют естественнонаучную направленность, закрепленную в Уставе, 5 организаций дополнительного образования РК, имеют дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы естественнонаучной тематики в рамках других направленностей. По данным, предоставленным муниципальными образованиями республики  в 2017 году, в 30 из 55 (2016 г.- 23 из 55, 2015 г. – в 25 из 55) организаций дополнительного образования РК работали объединения эколого-биологического направления.

В республике имеется 3 специализированных УДО (2 станции юннатов в Объячево и Инте и РЦЭО), в Ухте Станция юннатов является структурным подразделением  МУ «Дом молодежи».

По данным мониторинга за 2017 год в РК 131 педагог дополнительного образования  реализует программы естественнонаучной направленности, из них: 24 – высшей категории, 24 – первой, 83 – без категории.

На постоянной основе получали  экологическое образование в сфере дополнительного образования детей  5588 человек (2016 г.- 4235 человек; 2015 г. – 4880 человек), что составило  10 % от общего количества обучающихся, охваченных дополнительным образованием в республике. Реализовывалось 123 дополнительные общеразвивающие программы. В 2017 году 5563 учащихся  и 245 педагогов дополнительного образования принимали участие  в  конкурсах различного уровня.

Ежегодно в учреждениях дополнительного образования проводится большое количество  различных познавательных и интеллектуальных конкурсов, праздников, выставок, экскурсий, экологических игр,  природоохранных акций.

Экологическое образование дети получают и  Школьных лесничествах. В 2017 году в республике осуществляли свою деятельность 50 школьных лесничеств, которыми было охвачено 777 учащихся в возрасте от 12 до 18 лет (2016 г. -623 учащихся; 2015 г. – 720 учащихся). Школьники изучают лесные экосистемы и компоненты природы, занимаются  исследовательской, проектной, природоохранной и просветительской деятельностью; работают в питомниках,  высаживают деревья,  развешивают скворечники и  гнездовья, организуют зимнюю подкормку диких животных и зимующих птиц, проводят рубки ухода за лесом и санитарно-оздоровительные мероприятия по очистке леса от захламлённости,  проводят  экологические акции по борьбе с лесными пожарами  и самовольными порубками деревьев,  заготавливают лекарственное сырьё.

22 сентября 2017 года был проведен Республиканский слет школьных лесничеств. Слёт проводился с целью привлечения детей и молодежи к исследовательской и природоохранной деятельности, направленной на развитие интереса обучающихся к лесному делу, к практическому участию в деле сохранения лесных экосистем, способствующих их профессиональному самоопределению. В Слёте приняли участие учащиеся 13 школьных лесничеств из 5 муниципальных образований республики: МО МР «Корткеросский», МО МР «Усть-Куломский», МО МР «Сыктывдинский», МО МР «Сысольский», МО МР «Койгородский».

ГУДО РК «РЦЭО» осуществляет методическое сопровождение деятельности Школьных лесничеств.  Центром был выигран грант Минобрнауки РФ в форме субсидий из федерального бюджета юридическим лицам в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы по мероприятию 3.1. «Обновление содержания технологий дополнительного образования и воспитания детей» на реализацию проекта «Школа юного лесовода». Проект реализуется с 2014 года совместно с ФГБОУ ВО «СПБГЛТУ имени С.М. Кирова» в рамках Лесного образовательного кластера. В настоящее время в Республике Коми действует 50 школьных лесничеств (777 человек). В течение года организовывались и проводились мероприятия в рамках проекта, как для детей,  так и для педагогов. Традиционно было проведено два семинара для руководителей школьных лесничеств, особенностью этого года стал их новый формат. К обучению педагогов были привлечены преподаватели ФГБОУ ВО «СПБГЛТУ имени С.М. Кирова» и ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина". Новым уровнем стала организация проведения двух межрегиональных вебинаров (один с участием школьников, другой с участием педагогов) по обмену опытом работы в школьных лесничествах с участием Кировской, Архангельской областей и Пермского края.

Впервые члены школьных лесничеств приняли участие в VIII Всероссийской молодежной научно-практической конференции «Исследования молодежи – экономике, производству, образованию», посвященной 65-летию высшего лесного образования в Республики Коми.

ГУДО РК «РЦЭО» достигнута договоренность с ФГБОУ ВО «СПБГЛТУ имени С.М. Кирова» о предоставлении дополнительных бонусных баллов при поступлении в институт для прошедших полный курс обучения по программе «Школа юного лесовода».

Особое внимание непрерывному экологическому образованию и просвещению уделяется в  ГУДО РК «Республиканский центр экологического образования», который, являясь ресурсным центром экологического образования в РК, организует свою деятельность с обучающимися и педагогами образовательных организаций на всех уровнях общего и начального профессионального образования, а также с населением Республики Коми.

Краткие итоги оценки состояния экологического образования в Республике Коми

Экологическое образование и воспитание являются основой экологического благополучия общества. Одним из условий устойчивого развития современной цивилизации является экологическая грамотность населения. Каждый человек должен понимать и чувствовать свою сопричастность с природой и находиться в гармонии с ней.  Экологическое образование  должно осуществляться непрерывно в течение всей жизни человека.  Актуальность и важность непрерывного экологического образования населения отражается в Указе Президента РФ «Об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», Национальной стратегии экологического образования РФ и законе РФ «Об образовании», Концепции экологического образования и просвещения в Республике Коми.

Основы экологической грамотности должны закладываться в человека в самом раннем детстве, когда его чувственно-эмоциональное восприятие находится на очень высоком уровне. Первой и значимой ступенью в процессе непрерывного экологического образования является дошкольное образование.  

В настоящее время экологическое образование дошкольников осуществляется во всех муниципальных образованиях республики и носит системный и целенаправленный характер. В мониторинге состояния экологического образования в Республике Коми участвовало 369 дошкольных образовательных учреждений, в 212 дошкольных образовательных организациях республики успешно реализуются эколого-ориентированные программы, рассчитанные на самых маленьких жителей республики (2017 год – 187 ДОО, 2015 год – 182 ДОО, 2014 год – 205 ДОО, 2013 год – 215 ДОО). В МО ГО «Воркута», МО МР «Удорский», МО МР «Койгородский», МО МР «Усть-Вымский» по эколого-ориентированным программам работает большая часть дошкольных образовательных организаций, экологическим образованием охвачено более 5000 воспитанников. Только в 1 дошкольной образовательной организации республики имеется штатный эколог. Всего по данным, представленным дошкольными образовательными организациями за 2018 год, в Республике Коми свыше 26700 воспитанников ДОО охвачены экологическим образованием (2017 г. – 22836, 2016 г. – 18280).

Большинство педагогов дошкольных образовательных организаций республики работают по эколого-ориентированным программам: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Наш дом – природа» Н. A. Рыжовой, «Добро пожаловать в экологию» О. Л. Воронкевич, «Ознакомление с природой в детском саду»  Соломенниковой О.А.,  «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «Мы» - Кондратьевой Н.Н.  

По данным мониторинга за 2018 год 2048 педагогов дошкольных общеобразовательных организаций республики реализуют программы экологического воспитания. Большое внимание уделяется экологизации развивающей предметной среды. Правильная организация образовательного пространства для дошкольников способствует,  в том числе и формированию начал экологической культуры у детей. В дошкольных образовательных организациях республики созданы и успешно функционируют экологические комнаты, музеи природы (уголки природы), эколаборатории и уголки экспериментирования, экологические тропы, мини-огороды, цветники, тематические выставки, метеоплощадки. Педагоги ДОО содействуют  активному общению детей  с природой,  используют в экологическом образовании дошкольников проектную и познавательно-исследовательскую деятельность, экскурсионную и кружковую работу. Традиционно принцип деятельностного подхода реализуется в процессе ухода за комнатными растениями,  организации элементарной познавательно-исследовательской деятельности  на  прогулках и экскурсиях, на занятиях детского творчества, при проведении массовых мероприятий экологической направленности.

В дошкольных образовательных организациях проводятся самые разнообразные  по форме экологические мероприятия: - природоохранные акции: «Посади дерево», «Речная лента», «Елочка-зеленая иголочка», «Кормушки для птиц», «Поможем птицам зимой», «Чистый участок», «Прилетайте птицы», «Берегите землю», «Вместо елочки – букет», «Сохраним елочку-красавицу наших лесов», «Сохраним природу от мусора», «Берегите первоцветы», «Мы пишем письмо природе», «Синичкин день», «Поможем братьям меньшем» и др. - экологические праздники «Осень золотая в гости к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к лесовичку», «Земля-наш общий дом», «День Земли», «Праздник урожая», «Сохраним планету Земля», «Осеннее путешествие», «Осенний калейдоскоп», «Времена года», «Зов тундры», «Живая капелька» и др. - конкурсы рисунков и плакатов: «Юные друзья природы», «Птицы наши друзья», «Осень в нашем лесу», «Листопад», «Птицы нашего леса» и др. - выставки поделок из природного материала и фотовыставки: «Осенний калейдоскоп», «Золотая осень», «Наши милые животные», «Осенние поделки», «Тайные дары природы», «Осенняя фантазия», «Первоцветы», «Природа родного края», «Ой, грибы, грибы, грибы» и др. - различные виды проектов: «Капелька в гостях у малышей», «Животные  занесенные в Красную книгу Республики Коми», «Что такое заповедные места», «Экосистемы», «Божья коровка», «Зимующие птицы города», «Лекарственные растения», «Мы сажаем огород», «Наш край-Заполярье», «Снег-индикатор воздуха», «Лекарственные растения тундры», «Животные, которые живут рядом с нами», «Экологическая тропинка», «Насекомые», «Животные тундры», «Земля наш общий дом», «Расти ёлочка- колкая иголочка», «Животные и растения на гербах городов», «Любимые кошки»,  «Зеленая аптека», «Удивительный мир песка» и др. - конкурсы: «Юные знатоки», «Огород на окошке», «Осенняя корзинка», «Волшебная коробка», «Зеленая елочка - живая иголочка», «Осеннее дефиле», «Фоторамка» (бросовому материалу-вторая жизнь). - экскурсии: «В парк. На луг. К водоему», «Птицы родного края», «Животный и растительный мир тундры», «Экскурсия в сквер», «Осенняя тропинка», «Зима на севере», «Волшебная красота северной зимней природы», «Почему снег бывает разный», «Наблюдаем за погодой и общаемся с природой», «Река», «Лес», «Луг», «Тропа здоровья», «Рябиновый сквер», «Осенний лес», «Природа в моем городе» и др. - выставки: «Осенние напевы», «Красавица река-Визинга», «Зимушка-зима», «Краски весны», «Берегите землю», «Родные мотивы», «Как я провел лето», «Огород на окне», «Унылая пора», «Бабочки», «Подводный мир», «Чудеса из ненужных вещей», «Цветочная мозаика», «Будь природе другом», «Вторая жизнь ненужных вещей», «Вот такие наши кошки», «Мы на севере живем», «Животные Красной книги», «Необычное в обычном», «Домашние питомцы» и др.

Всего по данным, полученным за 2018 год, воспитанники ДОО РК принимали участие в 6019 мероприятиях экологической направленности, природоохранных акциях, экологических праздниках, играх, проектах и экскурсиях.

По данным мониторинга за 2018 год дошкольными образовательными организациями РК проведено 724 мероприятиях в рамках природоохранного социально-образовательного проекта "Эколята-Дошколята".

В 2018 году 2885 педагогов ДОО приняли участие в конкурсах различного уровня: муниципального, республиканского, всероссийского и международного. Экологическое образование, формирующее у подрастающего поколения новую систему ценностей в коммуникации с природой, ответственное отношение к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей, активную социально- экологическую позицию, продолжается и в школе.

 По данным, предоставленным участниками мониторинга в 2018 году экологию как предмет изучали 1911 учащихся в 42 общеобразовательных организациях республики (2017 -40 школ, 1731 учащийся, 2016 -  30 школ, 1364 учащихся; 2015 – 48 школ, 2709 учащихся; 2014 год – 50 школ, 1939 учащихся; 2013 год - 61 школа, 1987 учащихся). Наибольшее количество школьников изучает экологию как предмет в общеобразовательных организациях МО ГО «Сыктывкар» (1126 учащихся), МО ГО «Инта» (239 учащихся), МО ГО «Ухта» (115 учащихся), МО МР «Усть-Куломский»» (86 учащихся), МО ГО «Воркута» (75 учащийся), МО МР «Корткеросский» (67 учащихся).

Помимо самостоятельного предмета, экологическое образование школьников осуществляется через экологизацию предметов основного образования, работу кружков, факультативов и творческих объединений, проведение акций и трудовых десантов, профильных экологических лагерей и экспедиций, экскурсий, конференций и других массовых мероприятий экологической направленности.

По данным мониторинга за 2018 год, 10269 учащихся в 137 образовательных организациях РК обучается по 293 программам внеурочной деятельности естественнонаучной направленности. Ежегодно увеличивается количество учащихся общеобразовательных организаций, занимающихся в кружках, факультативах и клубах экологической направленности. В 2018 году в школах республики действовали 363 факультатива естественнонаучной направленности, в которых занимались 6484 учащихся (2017 г. – 3059 учащихся, 2016 г. - 2660 учащихся). Школьники активно занимаются исследовательской и проектной деятельностью в изучении природы. Исследования детей имеют практическую значимость и отражают их интерес к актуальным проблемам своей малой родины и современного общества. В своих исследованиях ребята сотрудничают с работниками  научных и природоохранных организаций. В общеобразовательных организациях республики прошли научно-практические конференции экологической направленности: «Первые шаги в науку», «Защитим природу от глобальных проблем», «Юный исследователь», «Земля-наш общий дом», "Острые экологические проблемы в мире", "Молодежь и борьба за чистую Землю", "Золотые россыпи", Человек и природа», «Сохраним родную природу», «Люби, береги, охраняй», «Отечество-Земля Коми» и др.

Изучение природы родного края активно продолжается в каникулярное время в экологических лагерях, экспедициях, экологических практикумах. В профильных экологических лагерях летом 2018 года отдыхало 4339 детей (2017 г. - 2035 детей, 2016 г.-2065 детей; 2015 г. – 837 детей). Программы таких лагерей объединяют в себе просветительскую, досуговую и оздоровительную составляющие с разнообразными экскурсиями в природу, исследованиями экосистем и отдельных природных объектов, экологическими праздниками и играми для формирования гармоничного существования детей с окружающей природой; формируют патриотическое отношение к своей малой родине, способствуют приобретению практических навыков в области охраны природы и природопользования, прививают экологическое мировоззрение и экологически ответственное поведение. В период летних каникул при школах организуется работа летних трудовых бригад. По данным, представленным муниципальными органами управления образования, в ученических производственных трудовых бригадах и в летних трудовых бригадах в 2018 г. трудилось свыше 1474 учащихся (2017г. - 4977 учащихся, 2016 г.- 4312 учащихся; 2015 г. – 6087 учащихся). В общеобразовательных организациях РК имеется 47 учебно-опытных участков, 1 зообаза и 1 стационарная база для проведения полевых исследований.

В пришкольных теплицах выращиваются овощные культуры и рассада цветочно-декоративных растений, на учебно-опытных участках осуществляется уход за высаженными в грунт растениями. Школьниками  разрабатываются и реализуются проекты озеленения территории своего подсобного участка, школы, села, города.

Важное место в системе экологического воспитания школьников занимают природоохранные акции.  В школах республики в 2018 году – Год добровольца и волонтера в РФ – прошло 3348 акций (2017 г. - 4760 акций, 2016 г. - 972 акции; 2015 г. – 740 акций): Всероссийская акция «День Земли», «Экологический патруль», «Покормите птиц зимой», «Сохрани живую ель», «Речная лента», «Чистый двор», «Хранители зеленого золота», «Каждой пичужке по кормушке», «Сделаем мир чище», «Время добрых дел», «Опасный мусор», «Экодесант», «БУНТ», «Сохраним ель», «Скворечник», «Крышечки добра», «Зелёная весна - 2018», «Огород на окне», «Экология и человек», «Марш парков», «Чистый берег», «Зеленая Россия», «Батарейки, сдавайтесь!», «Посади дерево», «Зеленая планета», «Час Земли-2018», «Разделяй с нами», «Вместе ярче»   и другие. Следует отметить, что один ребенок мог быть участником нескольких акций. Ребята очищали берега рек, парки и лесные массивы от бытового мусора, сажали деревья и кустарники, разбивали цветники и клумбы, обустраивали территорию храмов, устанавливали аншлаги, изготавливали и развешивали кормушки и птичьи гнездовья, занимались благоустройством территории школы и др.

Ежегодно в общеобразовательных организациях республики проводится большое количество различных познавательных и интеллектуальных конкурсов, праздников, выставок, экскурсий, экологических игр, викторин: - проекты: «Дачный участок», «Животные Коми края», «Птицы северного края», «Красная книга», «Зеленая аптека», «Влияние света на рост и развитие комнатных растений», «Антропогенная нагрузка на тундровый ландшафт», «Сосна обыкновенная - биоиндикатор загрязнения воздуха», «Подсчет объема мусора и поиск возможных путей решения проблемы бытовых отходов» и др.  - конкурсы, выставки рисунков, газет, плакатов: Международный игра-конкурс «Человек и природа», Всероссийский конкурс детского творчества «Природа родного края», «Картины леса», «Чем бы елку заменить, лишь бы елку не рубить», «Экопоэзия», «Четыре времени года», «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живешь!», «Природа и фантазия», «Вторая жизнь ненужным вещам», «Дары осени», «Зеленая планета» и др. - экологические праздники и игры: «День Земли», «День Воды», «Вместе ярче!», «Золотая осень», «Где какое дерево?», «Приключения в лесу», «Загадки природы», «Дары осени», «Хочу все знать!», «Экологическая ромашка» и др.- экскурсии: «Изменения в природе весной», «Сезонные изменения в природе», «Осенняя экскурсия», «Зимний лес», «Изменения в природе весной», «Полярный Урал», «Здравствуй, «Югыд Ва!» и др. -конференции: Республиканская конференция "Отечество-земля Коми", «Шаг в будущее», "Земля-наш общий дом", "Первые шаги в науку" и др.

По данным мониторинга за 2018 год 725 педагогов в общеобразовательных организациях республики реализуют программы естественнонаучной направленности.

Учителя республики принимают активное участие в конкурсах естественнонаучной направленности различного уровня. В 2018 г. педагогами общеобразовательных организаций республики было представлено более 1300 работ: 495 работ на конкурсах районного уровня, 379 – республиканского, 351 – российского и 80 – международного.

Значимое место в формировании непрерывного экологического образования занимает сфера дополнительного образования детей. По данным мониторинга за 2018 г. 29 организаций дополнительного образования РК имеют естественнонаучную направленность, закрепленную в Уставе. По данным мониторинга за 2018 год в РК 65 педагогов дополнительного образования реализует программы естественнонаучной направленности. На постоянной основе получали экологическое образование в сфере дополнительного образования детей 3987 человек (2017г.- 5588 человек, 2016 г.- 4235 человек; 2015 г. – 4880 человек). Реализовывалось более 100 дополнительных общеразвивающих программ.

Ежегодно в учреждениях дополнительного образования проводится большое количество различных познавательных и интеллектуальных конкурсов, праздников, выставок, экскурсий, экологических игр, природоохранных акций: - акции: «Кормушка», «Вторая жизнь елки», «Росток», «Мой чистый двор!», «Братья наши меньшие»; «Осторожно Электричество», «Акция к Международному дню воды», «Нескучная наука», «Зелёный кампус в школе», «Посади дерево», «Речная лента», «Чистое село», «Марш парков», «Покорми птиц», «Очистим планету от мусора» и др. - выставки рисунков и плакатов, фотовыставки: «Кошкин дом», «Вместе ярче», «В свете елочных огней», «Мир, в котором мы живем», «Как прекрасен этот мир», «Взаимосвязь в природе», «Сделай город краше», «Экологический дом» и др. - конкурсы: Всероссийский экологический конкурс «Мы за чистые города России», Всероссийский конкурс «Моя планета», «Маленький исследователь», «Юный исследователь», Республиканский экологический фестиваль «Природа. Наука. Дети», Республиканский конкурс детского творчества «Зеркало природы», Республиканский конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос», XXIV Республиканский конкурс юных исследователей окружающей среды, «Юные знатоки природы», «Лесные робинзоны», «Если б природа могла нам сказать», «Веселое путешествие в мир природы», квест «Затерянная страна» и др. - праздники и игры: «Животный мир», «Красная книга РК», Экологическая театральная постановка «Кошкин дом», «Мастерская Деда Мороза», Межрегиональный экологический фестиваль «Древо жизни», «Экологический эрудит» и др. - экскурсии: «Фенологические наблюдения в природе», «Весенние и осенние явления в природе», «Подготовка животных и растений к зиме», «Весеннее пробуждение», «Узнавай свой родной край!», «Письма на снегу», «В гости к зиме», «Здравствуй, осень золотая».

Экологическое образование дети получают в Школьных лесничествах. В 2018 году в республике осуществляли свою деятельность 49 школьных лесничеств, которыми было охвачено 769 учащихся в возрасте от 12 до 18 лет (2017 г. – 777 учащихся, 2016 г. – 623 учащихся; 2015 г. – 720 учащихся). Школьники изучают лесные экосистемы и компоненты природы, занимаются  исследовательской, проектной, природоохранной и просветительской деятельностью; работают в питомниках,  высаживают деревья,  развешивают скворечники и  гнездовья, организуют зимнюю подкормку диких животных и зимующих птиц, проводят рубки ухода за лесом и санитарно-оздоровительные мероприятия по очистке леса от захламлённости,  проводят  экологические акции по борьбе с лесными пожарами  и самовольными порубками деревьев,  заготавливают лекарственное сырьё.

В сентябре 2018 года был проведен Республиканский слет школьных лесничеств. Слёт проводился с целью привлечения детей и молодежи к исследовательской и природоохранной деятельности, направленной на развитие интереса обучающихся к лесному делу, к практическому участию в деле сохранения лесных экосистем, способствующих их профессиональному самоопределению и был посвящён 100-летию юннатского движения в России, отмечаемого в 2018 году. В Слёте приняли участие учащиеся 16 команд школьных лесничеств из 8 муниципальных образований республики: МО ГО «Инта», МО ГО «Усинск», МО МР «Усть-Цилемский»», МО МР «Корткеросский», МО МР «Усть-Куломский», МО МР «Сыктывдинский», МО МР «Койгородский», МО МР «Усть-Вымский» и одного государственного учреждения «Детский дом №3» г. Сыктывкара.

ГУДО РК «РЦЭО» осуществляет методическое сопровождение деятельности Школьных лесничеств. Продолжается реализация проекта «Школа юного лесовода». Проект реализуется с 2014 года совместно с Сыктывкарским лесным институтом (филиалом)  ФГБОУ ВО «СПБГЛТУ имени С.М. Кирова» в рамках Лесного образовательного кластера. В течение года организовывались и проводились мероприятия в рамках проекта, как для детей,  так и для педагогов: пополнен реестр школьных лесничеств, проведены природоохранные акции - разбивка кедрового питомника на территории ГУДО РК «РЦЭО» и посадка деревьев в одном из Детских садов в микрорайоне «Орбита» г. Сыктывкара; организовано проведение Республиканского слёта школьных лесничеств и Республиканского юниорского лесного конкурса «Подрост», 3 сессий Республиканской профильной Школы юного лесовода;  традиционно было проведено два семинара для руководителей школьных лесничеств. в рамках которых осуществлялось  повышение квалификации руководителей Школьных лесничеств; размещалась информация о деятельности Школьных лесничеств республики на сайте и в СМИ; осуществлялось  межведомственное взаимодействие в проведении мероприятий данной тематики.  Второй год подряд члены школьных лесничеств принимали участие в организуемой Сыктывкарским лесным институтом (филиалом) ФГБОУ ВО «СПБГЛТУ имени С.М. Кирова» Всероссийской молодежной научно-практической конференции с международным участием «Исследования молодежи – экономике, производству, образованию», в рамках которой работала специальная секция для школьников «Подрост». Особое внимание непрерывному экологическому образованию и просвещению уделяется в ГУДО РК «Республиканский центр экологического образования», который, являясь ресурсным центром экологического образования в РК, организует свою деятельность с обучающимися и педагогами образовательных организаций на всех уровнях общего и начального профессионального образования, а также с населением Республики Коми.

Краткие итоги оценки состояния экологического образования в Республике Коми за 2019 год

Экологическое образование и воспитание являются основой экологического благополучия общества. Одним из условий устойчивого развития современной цивилизации является экологическая грамотность населения. Каждый человек должен понимать и чувствовать свою сопричастность с природой и находиться в гармонии с ней.  Экологическое образование  должно осуществляться непрерывно в течение всей жизни человека.  Актуальность и важность непрерывного экологического образования населения отражается в Указе Президента РФ «Об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», Национальной стратегии экологического образования РФ и законе РФ «Об образовании», Концепции экологического образования и просвещения в Республике Коми.

Основы экологической грамотности должны закладываться в человека в самом раннем детстве, когда его чувственно-эмоциональное восприятие находится на очень высоком уровне. Первой и значимой ступенью в процессе непрерывного экологического образования является дошкольное образование.  

В настоящее время экологическое образование дошкольников осуществляется во всех муниципальных образованиях республики и носит системный и целенаправленный характер. В мониторинге состояния экологического образования в Республике Коми участвовало 374 дошкольных образовательных учреждений. В 306 дошкольных образовательных организациях республики успешно реализуются эколого-ориентированные программы, рассчитанные на самых маленьких жителей республики (2018 год - 212 ДОО, 2017 год – 187 ДОО, 2015 год – 182 ДОО, 2014 год – 205 ДОО, 2013 год – 215 ДОО). В МО ГО «Сыктывкар», МО ГО «Усинск», МО МР «Вуктыл», МО ГО «Ухта», МО ГО «Воркута» по эколого-ориентированным программам работает большая часть дошкольных образовательных организаций, экологическим образованием охвачено 34281 воспитанников. Только в 1 дошкольной образовательной организации республики имеется штатный эколог. Всего по данным, представленным дошкольными образовательными организациями за 2019 год, в Республике Коми свыше 45000 воспитанников ДОО, охваченных образовательными программами дошкольного образования, которые включают в себя блок по экологическому воспитанию.  (2018 г.- 26700, 2017 г. – 22836, 2016 г. – 18280).

Большинство педагогов дошкольных образовательных организаций республики работают по эколого-ориентированным программам: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Наш дом – природа» Н. A. Рыжовой, «Добро пожаловать в экологию» О. Л. Воронкевич, «Ознакомление с природой в детском саду» Соломенниковой О.А., «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «Мы» - Кондратьевой Н.Н.  и др.

По данным мониторинга за 2019 год более 4000 педагогов дошкольных общеобразовательных организаций республики реализуют общеобразовательные общеразвивающие программы с включением блока по экологии.

Большое внимание уделяется экологизации развивающей предметной среды. Правильная организация образовательного пространства для дошкольников способствует,  в том числе и формированию начал экологической культуры у детей. В дошкольных образовательных организациях республики созданы и успешно функционируют экологические комнаты, музеи природы (уголки природы), эколаборатории и уголки экспериментирования, экологические тропы, мини-огороды, цветники, тематические выставки, метеоплощадки. Педагоги ДОО содействуют  активному общению детей  с природой,  используют в экологическом образовании дошкольников проектную и познавательно-исследовательскую деятельность, экскурсионную и кружковую работу. Традиционно принцип деятельностного подхода реализуется в процессе ухода за комнатными растениями,  организации элементарной познавательно-исследовательской деятельности  на  прогулках и экскурсиях, на занятиях детского творчества, при проведении массовых мероприятий экологической направленности.

В дошкольных образовательных организациях проводятся самые разнообразные  по форме экологические мероприятия:

- природоохранные акции: «Новая кормушка- это не игрушка», «Чистый участок», «Цветущий детский сад», «Покормим птиц зимой», «Посади дерево», «Соберем крышки», «Соберем батарейки», «Подари вещам вторую жизнь», «Обычное из необычного», «Птички прилетели», «Осенние чудеса», «Всемирный День воды», «День охраны окружающей среды», «День цветов», «Витамины на окне», «Будь природе другом» и др.

- экологические праздники: «Давайте сохраним планету», «Здравствуй, лето!», «Земля - наш дом», «В гостях у феи цветов», «День Земли», «Лес наше богатство», «День птиц», «Осенины», «День Нептуна», «Праздник Осени», «День цветов», «День Земли», «Люблю березку русскую», «Во саду ли в огороде», «Мы друзья природы», «Весна-Красна», «Ах, это лето!…», «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья», «Осенний бал», «Собираем урожай», «Весна-красна», «Золотая осень», «Ах, лето!».

- выставки поделок из природного материала: «Урожай – 2019», «Удивительный овощ», «Поделки из природного материала», «Земля наш дом», «Осенние метоморфозы», «Снежные фигуры», «Дары осени», «Конкурс поделок из природных материалов» и др.

- различные виды проектов: «Красная книга», «Лекарственные растения», «Цветик-семицветик», «Огород на подоконнике», «Чемоданчик юного исследователя»,  «Маленькие огородники», «Волшебница вода», «Защитники природы», «Свойства воды и песка», «Птицы-наши друзья», «Вода кругом вода», «Живая и неживая природа», «Сбережем природу вместе», «Мир природы», «Лесные звери», «Животные зимой», "Осень", "Ель", «Весна на подоконнике», «Сад здоровья», «Глобус», «Круговорот  воды в природе», «Мы-экологи», «Космос» и др.

- конкурсы: «Маленькой ёлочке холодно зимой», «Мода из отходов», КВН «Знатоки природы», «Осенний калейдоскоп», «Зимние фантазии», «Весна красна», «Тайные дары природы», «Живи елочка», «Планета Земля - наш общий дом», «Наши комнатные растения», «Фестиваль кормушек», «Чудо-Огород», «Знатоки природы», «Давайте будем беречь планету» и др.

- экскурсии: «В парк. На луг. К водоему», «Весеннее половодье», «Обитатели луга», «Деревья нашего села», «Человек и окружающий мир», «Путешествие по экологической тропе», «Экскурсия к речке», «Экскурсия на луг»,  «В царстве флоры», «Большая вода», «Зеленая аптека», «В осенний лес», «К речке Вычегда», «В разное время года в парк», «Летняя полянка», «Ледоход», «Легенды о деревьях», «Экологическая тропа», «Разноцветная тундра", «Экскурсии в осенний лес», «Экскурсия в зимний лес», «Клумба с цветами», «Хвойный лесок», «Музей Печоро - Илычского заповедника», «Метеостанция» и др.

- выставки и фотовыставки: «Осенние фантазии», «Природа и мы», «Осень разноцветная», «Портрет Весны», «Краски осени», «Мы друзья природы», «Природа и животные нашего края», «Жуки на траве», «Осенняя сказка», «Такая разная планета», «Овощи и фрукты- полезные продукты», «Природа в разное время года», «По страницам Красной книги», «Чудеса с грядки», «Золотая осень», «Волшебный листочек», «В гости к Лесовичку», , «Горсть рябины», «Необъятный космос», «По лесным тропам», фотоколлаж «Зимушка – зима», фотовыставка «Мир цветов нашего края», «Красоты Севера», фотоконкурс «Природа и улыбка», фотовыставка «Отдыхаем, не вредя!» и др.

Всего по данным, полученным за 2019 год, воспитанники ДОО республики  принимали участие в более 7000 мероприятиях экологической направленности, природоохранных акциях, экологических праздниках, играх, проектах и экскурсиях.

По данным мониторинга за 2019 год дошкольными образовательными организациями РК проведено около 450 мероприятий в рамках природоохранного социально-образовательного проекта "Эколята-Дошколята".

В 2019 году более 1500 педагогов ДОО приняли участие в конкурсах естественнонаучной направленности различного уровня: муниципального, республиканского, всероссийского и международного.

Экологическое образование, формирующее у подрастающего поколения новую систему ценностей в коммуникации с природой, ответственное отношение к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей, активную социально- экологическую позицию, продолжается и в школе.

 По данным, предоставленным участниками мониторинга в 2019 году экологию как предмет изучали 1457 учащихся в 43 общеобразовательных организациях республики (2018-42 школы, 1911 учащихся, 2017 - 40 школ, 1731 учащийся, 2016 -  30 школ, 1364 учащихся; 2015 – 48 школ, 2709 учащихся; 2014 год – 50 школ, 1939 учащихся; 2013 год - 61 школа, 1987 учащихся). Наибольшее количество школьников изучает экологию как предмет в общеобразовательных организациях МО ГО «Сыктывкар» (773 учащихся), МО ГО «Инта» (231 учащихся), МО ГО «Воркута» (96 учащихся), МО МР "Сыктывдинский" (69 учащихся), МО МР "Усть-Вымский" (47 учащихся)

Помимо самостоятельного предмета, экологическое образование школьников осуществляется через экологизацию предметов основного образования, работу кружков, факультативов и творческих объединений, проведение акций и трудовых десантов, профильных экологических лагерей и экспедиций, экскурсий, конференций и других массовых мероприятий экологической направленности.

По данным мониторинга за 2019 год, 14944 учащихся в 147 образовательных организациях РК обучается более чем по 300 программам внеурочной деятельности естественнонаучной направленности.  

Ежегодно увеличивается количество учащихся общеобразовательных организаций, занимающихся в кружках, факультативах и клубах экологической направленности. В 2019 году в школах республики действовали 169 факультативов естественнонаучной направленности, в которых занимались 3800 учащихся (2018 г. – 6484 учащихся, 2017 г. – 3059 учащихся, 2016 г. - 2660 учащихся).

Школьники активно занимаются исследовательской и проектной деятельностью в изучении природы. Исследования детей имеют практическую значимость и отражают их интерес к актуальным проблемам своей малой родины и современного общества. В своих исследованиях ребята сотрудничают с работниками  научных и природоохранных организаций.

Изучение природы родного края активно продолжается в каникулярное время в экологических лагерях, экспедициях, экологических практикумах. В профильных экологических лагерях летом 2019 года отдыхало 2356 детей (2018 г. – 4339 детей, 2017 г. - 2035 детей, 2016 г.-2065 детей; 2015 г. – 837 детей). Программы таких лагерей объединяют в себе просветительскую, досуговую и оздоровительную составляющие с разнообразными экскурсиями в природу, исследованиями экосистем и отдельных природных объектов, экологическими праздниками и играми для формирования гармоничного существования детей с окружающей природой; формируют патриотическое отношение к своей малой родине, способствуют приобретению практических навыков в области охраны природы и природопользования, прививают экологическое мировоззрение и экологически ответственное поведение.

В период летних каникул при школах организуется работа летних трудовых бригад. По данным, представленным муниципальными органами управления образованием, в летних трудовых бригадах в 2019 г. трудилось около 1400 учащихся (2018 г. - 1474 учащихся, 2017г. - 4977 учащихся, 2016 г.- 4312 учащихся; 2015 г. – 6087 учащихся). В общеобразовательных организациях РК имеется 41 учебно-опытный участок для проведения исследований.

В пришкольных теплицах выращиваются овощные культуры и рассада цветочно-декоративных растений, на учебно-опытных участках осуществляется уход за высаженными в грунт растениями. Школьниками разрабатываются и реализуются проекты озеленения территории своего пришкольного участка, школы, села, города.

Важное место в системе экологического воспитания школьников занимают природоохранные акции.  В школах республики в 2019 году прошло 1060 акций (2018 г. - 3348 акций, 2017 г. - 4760 акций, 2016 г. - 972 акции; 2015 г. – 740 акций): Всероссийская акция «День Земли», Республиканская экологическая акция «Речная лента-2019», Республиканская природоохранная акция «Марш парков-2019», «Всемирный День воды», «Охотники за макулатурой», «Покормите птиц зимой», «Сохрани ель»,  «Сохраним дерево», «Сдай батарейку-спаси ежика», «Экологический субботник»,  «Чистый двор», «Вторая жизнь», «БУНТ - большая уборка на территории», «Подари бумаге вторую жизнь», «Помоги братьям меньшим», «Чистый двор», «Чистый парк», «Не руби зеленую ель», «Птичий домик», «Чистый берег реки», «Съедобные подвесные кормушки», «Береги свою планету», «Скворечник», «Крышка добра», «Чистый лес», «Очистим планету от мусора», «Сдай батарейку - спаси ежика», «Мы за чистое село» и т.д.

Следует отметить, что один ребенок мог быть участником нескольких акций. Ребята очищали берега рек, парки и лесные массивы от бытового мусора, сажали деревья и кустарники, разбивали цветники и клумбы, обустраивали территорию храмов, устанавливали аншлаги, изготавливали и развешивали кормушки и птичьи гнездовья, занимались благоустройством территории школы и др.

Ежегодно в общеобразовательных организациях республики проводится большое количество различных познавательных и интеллектуальных конкурсов, праздников, выставок, экскурсий, экологических игр, викторин:

-проекты: «Сохрани жизнь!», «Красная книга Республики Коми своими руками», «Кормушка», «Вторая жизнь вещей», «Особо Охраняемые территории Республики Коми», «Экологическая обстановка в нашем крае», «Экологические взаимодействия в природе», «Добавки, красители и консерванты в пищевых продуктах», «Берегите свет», «Вода - наша жизнь», «Школьный двор - цветущий сад», «Нескучная биология», «Приведи в порядок свою планету» и др.

 - конкурсы, выставки рисунков, газет, плакатов: Республиканский конкурс детского творчества «Зеркало природы», Республиканский конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос», XXV Республиканский конкурс юных исследователей окружающей среды,  Республиканский юниорский лесной конкурс «Подрост», «Знатоки природы родного края», «Чем бы елку заменить, лишь бы елку не рубить», «Мой родной край», «Лесные Робинзоны», «Жить в согласии с природой», «Мой дом- Природа», «Природа родного края», «Юный любитель природы», «День Земли», «Краски осени», «Дары осени», «Природа, которая окружает нас», «Вторая жизнь вещей», «В здоровом теле, здоровый дух», «Природа и мы»,  «Знай и люби животных», «По просторам космоса», «Что мы знаем о воздухе», «Природа и мы», «Сохраним природу», «Посмотри, как хорош, мир, в котором ты живешь!», «Мой родной край», «Золотая осень» и др.

- экологические праздники и игры: «День птиц», «День Земли», «Золотая осень», «Осенняя фантазия», «Друзья птиц», «Школьный экодвор», «Экологический бумеранг», «Путешествие по естествограду», «День Солнца», «Синичкин день», «Эколята - друзья и защитники природы», «Мир, который нас окружает», «Праздник Урожая», «Эврика», «Праздник Цветов», «Наш дом – Земля», «Осенний бал», «Посади дерево», «Чистый город», «Подари ромашку» и др.

- экскурсии: «Природа осенью, зимой, весной», «В гости к осени», «В гости к зиме», «Весенние явления в жизни экосистем», «Экскурсия в краеведческий музей», «Разнообразие животного мира Республики Коми», «Птицы нашего края», «Растительный мир», «По экологической тропе осенью, зимой, весной и летом», образовательные экскурсии в Музей археологии и этнографии Коми НЦ УрО РАН и др.

-конференции: Республиканская конференция юных исследователей окружающей среды, XVII межрегиональная научно-практическая конференция «Интеграция», XIV Республиканская учебно-исследовательская конференция "Я- исследователь, я открываю мир!", «Фестиваль наук», «Первые шаги в науку», «Ступенька», «Наследие», «Насекомоядные растения», «Экология и человек», «Эрудит», «Открытие», «Шаг в будущее», «Маленький исследователь», «Воздух и его охрана. Как сохранить воздух чистым?», «Мои первые шаги в науку» и др.

По данным мониторинга за 2019 год 160 педагогов в общеобразовательных организациях республики реализуют дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы естественнонаучной направленности.

Учителя республики принимают активное участие в конкурсах естественнонаучной направленности различного уровня. В 2019 г. педагогами общеобразовательных организаций, реализующими программы естественнонаучной направленности республики, приняли участие в мероприятиях различного уровня. В 2019 году 385 педагогов стали участниками более 280 конкурсов: 158 педагогов участвовало в конкурсах районного уровня, 76 – республиканского, 89 – российского и 62 – международного.)

Значимое место в формировании непрерывного экологического образования занимает сфера дополнительного образования детей. По данным мониторинга за 2019 г. 26 организаций дополнительного образования РК имеют естественнонаучную направленность, закрепленную в Уставе. В республике имеется 2 специализированных ОДО: ГУДО РК «Республиканский центр экологического образования» и МБОУ ДО «Станция юных натуралистов» г. Инты.

По данным мониторинга за 2019 год в Республике Коми 102 педагога дополнительного образования реализуют программы естественнонаучной направленности.

 На постоянной основе получали экологическое образование в сфере дополнительного образования детей 3562 человека (2018 г.- 3387 человек, 2017г.- 5588 человек, 2016 г.- 4235 человек; 2015 г. – 4880 человек). Реализовывалось 124 дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программ.

Ежегодно в учреждениях дополнительного образования проводится большое количество различных познавательных и интеллектуальных конкурсов, праздников, выставок, экскурсий, экологических игр, природоохранных акций:

- акции: Республиканская природоохранная акция «Марш парков-2019», Республиканская экологическая акция «Речная лента-2019», «Чистый двор», «Не сжигайте листья и мусор», «Птичья столовая», «Чистое село», «Чистый берег», «Батарейки собираем - природу спасаем!», «Друзьям пернатым!», «Мы-Робинзоны», «Покорми птиц зимой!», «Защити природу!» и др.

- выставки рисунков и плакатов, фотовыставки: «Жалобная книга планеты», «Осенний букет», «Остановись, мгновенье. Осень-зима», «Зимнее настроение», «Синичкина радость», «Животный мир», «Найди друга», «День океанов», «Зимнее чудо» и др.

- конкурсы: Республиканский конкурс детского творчества «Зеркало природы», Республиканский конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос», XXV Республиканский конкурс юных исследователей окружающей среды,  Республиканский юниорский лесной конкурс «Подрост», XXII Республиканская конференция участников туристско-краеведческого движения «Отечество-Земля Коми», муниципальный интеллектуальный конкурс «Маленький исследователь», «Осторожно, тонкий лед!», «Творческий конкурс аппликаций из листьев», «Отходы в доходы», «Удивительный мир животных» и др.

- праздники и игры: «На страже природы», «Любители природы», «По лесным тропинкам», игра «Экологическая рулетка», игра «Экологический турнир», «Знатоки природы», «Всемирный день науки», «Экологический фестиваль», «Таёжный край, северный рай!», «День берендея», «Лесная аптека», «Вода, вода, кругом вода», «Праздник Осени», «Праздник Весны» и др.

- экскурсии: «Мой край родной», «Звуки и краски осени», «Экологические объекты окружающего мира», «Экскурсии в тундру», «Осенняя кругосветка», «Познай мир», «Посмотри, как хорош край, в котором ты живёшь!», «Там, на неведомых дорожках», «Осенний лес» и др.

Экологическое образование дети получают в Школьных лесничествах. По результатам данных мониторинга за 2019 год в республике осуществляли свою деятельность 36 школьных лесничеств, которыми было охвачено более 550 учащихся в возрасте от 12 до 18 лет (2018 г. -769 учащихся, 2017 г. – 777 учащихся, 2016 г. – 623 учащихся; 2015 г. – 720 учащихся). Школьники изучают лесные экосистемы и компоненты природы, занимаются  исследовательской, проектной, природоохранной и просветительской деятельностью; работают в питомниках,  высаживают деревья,  развешивают скворечники и  гнездовья, организуют зимнюю подкормку диких животных и зимующих птиц, проводят рубки ухода за лесом и санитарно-оздоровительные мероприятия по очистке леса от захламлённости,  проводят  экологические акции по борьбе с лесными пожарами  и самовольными порубками деревьев,  заготавливают лекарственное сырьё.

В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми № 03-1-39/8891 от 18.12.2017 «Об обеспечении выполнения плана мероприятий («дорожной карты») по развитию школьных лесничеств» ГУДО РК «РЦЭО» была продолжена работа по активизации деятельности школьных лесничеств в Республике Коми. Организованы и проведены: Республиканская Школа юного лесовода и Второй обучающий лесной форум школьных лесничеств «Лес – будущее России» (совместно с КРОО «Общество лесоводов»), Республиканский юниорский лесной конкурс «Подрост» и Республиканский конкурс логотипа, гимна и девиза школьных лесничеств, Межрегиональный конкурс по экологии леса и охране природы «Берендей-2019». В рамках Всероссийской молодёжной научно-практической конференции с международным участием «Исследования молодёжи – экономике, производству, образованию», организованной и проводимой Сыктывкарским лесным институтом (филиалом) ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М. Кирова» работала секция «Подрост», на которой учащиеся представляли свои исследования лесных экосистем. В рамках семинаров и вебинаров осуществлялось повышение квалификации руководителей школьных лесничеств, руководители знакомились с нормативно-правовым обеспечением деятельности школьных лесничеств, паспортизацией школьных лесничеств. Благодаря спонсорской помощи АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» стало возможным участие команды от Республики Коми во Всероссийском съезде школьных лесничеств, который проводился 9-12 сентября 2019 года в Брянской области на территории детского оздоровительного лагеря «Березка». Организаторами выступили Федеральное агентство лесного хозяйства, Министерство просвещения РФ, Правительство Брянской области совместно с Управлением лесами Брянской области, Департаментом образования и науки Брянской области и ГАУДО «Брянский областной эколого-биологический центр». Во Всероссийском съезде школьных лесничеств приняло участие 59 команд из 56 регионов Российской Федерации. Команда Республики Коми, которую представляли 3 учащихся школьных лесничествах МО МР «Усть-Куломский» заняла 4 место в конкурсе «Лесное многоборье». Также, при поддержке АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» и Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми с 23 ноября по 6 декабря 2019 года лучшие учащиеся школьных лесничеств республики и победители XXIV республиканского конкурса юных исследователей окружающей среды в количестве 16 человек стали участниками двух образовательных программ «Город знаний» и «Всероссийский слет школьных лесничеств»  шестнадцатой смены Всероссийского детского центра «Смена» (п. Сукко, г. Анапа Краснодарского края).