Образовательные программы

Естественнонаучная направленность:

«Наши питомцы»

Данная программа посвящена изучению биологических особенностей домашних и декоративных животных. Практические занятия проходят в живом уголке ГУДО РК «РЦЭО», где дети имеют возможность наблюдать за поведением животных, кормить их и брать на руки. В процессе занятий у детей формируется чувство ответственности, доброты к животным, бережного отношения ко всему живому, развивается познавательный интерес к изучению мира животных. Занятия направлены на развитие личности ребенка, вырабатывание умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, а также на развитие речи дошкольников, их мышления. Программа реализуется на организованных группах дошкольных образовательных организаций. Рассчитана на детей 6-7 лет.  Посмотреть текст программы

«Зеленый дом»

Программа «Зеленый дом» посвящена изучению планеты Земля и её природе: природным явлениям и их причинам, разнообразию флоры и фауны, условий жизни живых организмов их местообитанию и взаимосвязи человека с окружающей средой. Она направлена на воспитание подрастающего поколения, которое будет относиться к окружающей его среде и планете в целом как к родному дому, что является необходимым условием для устойчивого развития общества. Изучение этой программы способствует формированию у детей убеждения в необходимости охраны природы. Программа реализуется на 1-4 классах общеобразовательных школ. Программа рассчитана на организованные группы детей общеобразовательных школ. Рассчитана на детей 6-10 лет.  Посмотреть текст программы

«Путешествие натуралиста» 

Программа «Путешествия натуралиста» представляет собой цикл занятий, направленных на комплексное изучение окружающего мира природы. Натуралист – человек, который занимается изучением природы, естествоиспытатель. Натуралистическая работа тесно связано с биологией, гидробиологией, метеорологией, фенологией, экологией, топографией, историей и культурологией. Натуралист изучает закономерности биологических процессов, происходящих в природе, исследует взаимоотношения между организмами и окружающей их средой. Осуществляя мониторинг определённого участка природного объекта, проводя описания пробных площадок и определяя таксономический состав живых организмов, учащиеся могут проследить за его изменениями под влиянием загрязнения окружающей среды. Дети знакомятся с окружающим миром не по книгам, а путём непосредственного сближения с природой на экскурсиях и на практических занятиях, где открывают в ней многое такое, чего они раньше не замечали. В процессе экскурсии решаются разные задачи: познавательные, нравственные, эстетические и оздоровительные. В процессе непосредственного общения с объектами окружающей среды наши воспитанники начинают осознавать, что природа не только и не столько источник ресурсов, сколько источник красоты и радости человеческой жизни. Программа реализуется на 5-8 классах общеобразовательных школ. Рассчитана на детей 11-15 лет. Посмотреть текст программы

«Азбука природы»

На занятиях в объединении ребята расширяют знания о взаимосвязях в системе человек-природа и в самой природе путем активизации познавательной и творческой деятельности. Обучающиеся учатся проводить опыты и наблюдения, ухаживать за животными живого уголка, комнатными растениями, заботиться о чистоте двора и территории центра, учатся простейшим правилам поведения в природе. Все занятия проходят в увлекательной форме. Рассчитана на детей 7-9 лет. Посмотреть текст природы 

 «Этология животных»

Занятия по данной программе направлены на формирование у обучающихся умений и навыков исследовательской работы в области природы, экологии, этологии животных. Именно общение с животными, изучение их поведения в сравнении с поведением человека используется в данной программе как наиболее действенный подход в формировании ответственного отношения к природе в целом. Занятия по данной программе позволят школьнику непосредственно общаться с животными зоопарка и научиться ухаживать за ними. В основе изучения многообразия и особенностей биологии, существования, поведения животных нашей республики, всей планеты лежит идея универсальной ценности природы, исследование животного мира как целостной развивающейся структуры. Обучение в данном объединении позволяет углубленно познакомиться с удивительными фактами из жизни декоративных и экзотических обитателей зоопарка и животных различных континентов, стать участником конкурсов с учебно-исследовательскими работами или стать участником летней экспедиции. Рассчитана на детей 10-14 лет. Посмотреть текст программы

«Ребятам о зверятах»

Программа направлена на формирование у младших школьников гуманного отношения к животным посредством взаимодействия с домашними животными и животными зоологического уголка. Программа позволит подготовить детей к познанию некоторых правил и требований к содержанию животных, позволит познакомить с правилами ухода за ними, а также предупредить о трудностях содержания животных, об ответственности за жизнь питомцев. Общение с животными содержит в себе развивающий потенциал, и программа дает возможность его использовать. По окончании обучения по данной программе, учащиеся могут продолжить обучение в объединении «Этология животных». Рассчитана на детей 7-10 лет. Посмотреть текст программы

 «Мир растений»

Программа «Мир растений» рассчитана на углубление биологических знаний школьников и на формирование осознанного интереса к живой природе.  По этой причине основной упор при проведении занятий ставится на практические и экспериментальные работы с растениями, на изучение флористического богатства  Республики Коми в ходе экскурсий на природе. Особенность программы «Мир растений» – это возможность в процессе изучения растительности Республики Коми показать учащимся практическое значение биологических знаний. В ходе большинства практических работ кружковцы сами выращивают декоративные и культурные растения, готовят материал для изучения: изготавливают гербарии, изучают их с использованием бинокуляра, а также проводят различные наблюдения, ставят эксперименты.  На занятиях ребята изучают растительный мир лугов и лесов родной республики, знакомятся с полевыми, комнатными и цветочно-декоративными растениями. Рассчитана на детей 10-14 лет. Посмотреть текст программы

 «Фитодизайн»

Согласно альманаху перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15 – 20 лет («Атлас новых профессий») появятся и будут востребованными такие новые профессии как урбанист-эколог, парковый эколог, сити-фермер. Подготовка таких специалистов предполагает формирование экологического мышления и компетенций в области ботаники, почвоведения, экологии. Программа «Фитодизайн» расширяет познания школьников в этих биологических дисциплинах и ориентирует их на полезную практическую деятельность.Рассчитана на детей 12-15 лет.  Посмотреть текст программы

 «Экопатруль»

Предметом программы «Экопатруль» является урбоэкология – прикладная наука, которая изучает экологические проблемы городов и ищет оптимальные пути их решения. Основной идеей программы является организация деятельности учащихся по решению экологических проблем городской черты. Название программы «Экопатруль» - символизирует цели деятельности объединения, маленьких защитников городской среды и её обитателей, которые пытаются справиться с экологическими проблемами если не всего города, то хотя бы того района, в котором живут и учатся. Каждый проект по решению самих учащихся может быть реализован на нескольких уровнях: «творческое объединение», «образовательное учреждение», «микрорайон». Рассчитана на детей 11-14 лет. Посмотреть текст программы

«Эврика»

Биология является одной из перспективных областей развития науки. Глубокое знание закономерностей возникновения и развития живой природы необходимо для формирования научного материалистического мировоззрения, понимания места человека в системе природы, взаимосвязей, между живыми организмами, между живой и неживой природой. Решение глобальных проблем современного человечества возможно на основе биологических и экологических исследований. На сегодняшний день актуален вопрос воспитания подростка, не просто познающего природу, а юного исследователя, способного увидеть новые грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний, умеющего сохранять и беречь природу. А также необходимо подготовить школьника к сдаче ЕГЭ и ГИА. Содержание программы «Эврика» базируется на классических канонах ведения научной работы, основах методологии научного исследования и традициях оформления такого рода текстов. Занятия призваны подготовить ребенка к успешной сдаче ЕГЭ и ГИА, а также развить логический и аналитический способ мышления, научить грамотно, использовать научную терминологию. Рассчитана на детей 15-18 лет. Посмотреть текст программы

«Растительность родного края»

Обучение по данной программе предполагает углубленное изучение в области фитологии (ботаника, геоботаника), формирование позитивных жизненных ценностей в процессе поисковой, исследовательской и экспедиционной геоботанической деятельности. Рассчитана на детей 14-16 лет. Посмотреть текст программы

«Потенциал»

Программа «Потенциал» - это практико-ориентированный  курс естественнонаучной направленности. Ее назначение научить учащихся заниматься наукой: не просто запоминать формулы и законы, а в повседневной жизни пользоваться научными методами:  наблюдать, анализировать, сравнивать, проверять свои предположения, устанавливать связь одного с другим,  познавать окружающую действительность теми методами, которые признаются другими учеными, а результаты помогают понять, как устроен мир и человек. Особенность программы заключается в индивидуальном подходе к каждому обучающемуся (выбор темы исследования согласно личным предпочтениям, индивидуальный план работы, организация занятий в виде индивидуальных консультаций). После завершения обучения по программе «Потенциал» при желании обучающиеся могут повторить курс обучения, выбрав новую тему исследования  и составив с педагогом новый индивидуальный учебный план. Обучающиеся выступают на конференциях республиканского, всероссийского и международного уровней. Программа ориентирована на детей 14-18 лет, проявляющих интерес к различным разделам экологии: общей экологии; экологии растений; экологии животных; социальной экологии и т.д. и желающих изучать ее практически   через исследование и в диалоге с увлеченным взрослым. Рассчитана на детей 14-18 лет. Посмотреть текст программы

«Республиканская очно-заочная экологическая школа (РОЗЭШ)»

Программа «РОЗЭШ» была  создана для социально-профессионального самоопределения и самореализации обучающихся 13-16 лет из районов республики, проявляющих интерес к дисциплинам естественнонаучного цикла. Программа ориентирована на формирование у обучающихся навыков ведения исследовательской деятельности в области экологии. Режим обучения в школе очно-заочный. Два раза в год на осенние и весенние каникулы ребята приезжают на очный этап обучения. Между сессиями проводится дистанционный режим обучения. В летний период возможно участие в полевых экспедициях. Результаты своих исследовательских работ обучающиеся представляют на республиканские конкурсы. Набор в школу осуществляется ежегодно до начала учебного года. Индивидуальное обучение. Рассчитана на детей 13-16 лет. Посмотреть текст программы

«Школьное лесничество»

Опорная идея программы – это имитация деятельности настоящего «взрослого» лесничества. Программа предусматривает в ходе реализации деятельность по профессиональному воспитанию и профориентации подрастающего поколения. В программе минимум теоретических занятий и максимум часов, отводимых на лесоводческую практику, опытную и исследовательскую работу, природоохранные и санитарно-технические акции. Образовательная программа объединения «Школьное лесничество» напрямую связана с регионально-краевыми компонентами школьных курсов природоведения, географии и биологии. Программа рассчитана на детей и подростков из районов республики. Рассчитана на детей 10-17 лет.  Посмотреть текст программы

«Заповедная школа»

Данная программа рассчитана на учащихся 7-8 классов. Реализация программы осуществляется по двум блокам: осеннее-зимне-весеннему и летнему (практическому, включающему полевые работы). На занятиях изучаются природные экосистемы и отдельные природные объекты, проводятся различные экскурсии на эти объекты для более полного представления, подготовка исследовательской и проектной деятельности. Данная программа, помимо экологии, затрагивает краеведение  и историю Коми края. Срок реализации программы- 1 год. Рассчитана на детей 8-16 лет.  Посмотреть текст программы

«Шаги к успеху»

Удаленность школьников от ведущих вузов, природоохранных организаций и учреждений, часто не позволяет учащимся  полноценно заниматься учебно-исследовательской работой и достойно представлять свои результаты на конкурсах и конференциях различного уровня. Поэтому необходимо было создать и постепенно расширять сеть дистанционного образования, позволяющую оказывать методическую помощь учителям и школьникам не только в проведении исследовательской работы в области биологии, экологии, охраны окружающей среды (РОЗЭШ), но и в подготовке к участию школьников в конкурсах и конференциях различного уровня, в частности во Всероссийских конкурсах, идущих по линии Федерального детского эколого-биологического центра. Цель данной программы  оказать методическую поддержку в подготовке выступления и защите конкурсной работы,  обеспечить более качественную подготовку учащихся к участию  в финалах Всероссийских конкуров.  Программа рассчитана на 2 месяца обучения, для школьников 14-18 лет. Посмотреть текст программы

 Художественная направленность:

 «Школа лепки»

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. В процессе деятельности художественной лепки дети овладевают приемами, техниками работы с пластичным материалом, знакомятся с основами моделирования, осваивают знания изобразительно-художественного характера, имеют возможность проявить свои способности, выразить в процессе  деятельности своё видение окружающего мира. Лепка различными способами способствует развитию мелкой моторики рук, что, безусловно, актуально в наш технологичный век, с повсеместным применением сенсорных экранов, не требующих особых усилий в эксплуатации. Учащиеся на основе народного творчества знакомятся с традициями своей страны, своей Республики. На занятиях объединения ребята учатся лепить из глины, пластилина, соленого теста. Рассчитана на детей 7-10 лет.  Посмотреть текст программы

 «Колибри» (изобразительное искусство)

Изобразительное искусство – основа творческого роста ребенка. Образовательная программа «Колибри» обращает внимание детей на яркость красок и красоту природных линий. Программа включает работу по двум направлениям: живопись и графика. Живопись предполагает преимущественно работу с натуры с помощью красок. Графика - вид изобразительного искусства использующая в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. Развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка – одна из главных задач экологического просвещения. Следствием такого развития становится восхищение красотой окружающего мира и стремление к бережному отношению к природе. Поэтому в практике реализации программы используются игры на развитие эмоционально-чувственного восприятия окружающей среды. Рассчитана на детей 7-15 лет.  Посмотреть текст программы

«Экодизайн» (декоративно-прикладное творчество)

Экодизайн – современное направление в дизайне, нацеленное на вторичную переработку уже использованных продуктов, помогая создавать удобные, красивые, практичные предметы быта. Экодизайн интегрирует в себе две совершенно разных сферы - экология и дизайн. Программа занятий объединения рассчитана на знакомство с художественно-композиционными принципами и различными видами декорирования, подготовку школьников к самостоятельному изготовлению декоративных композиций и совершенствованию своих умений при отделке вещей, которые имеют практическое применение. Данная программа пополняет знания по декоративно-прикладному творчеству, обучение по ней способствует формированию и воспитанию у детей положительного, ответственного отношения к окружающей среде, уважения к красоте природы и отражения этого в своих работах. Дополнительная общеразвивающая программа «Экодизайн» направлена на экологический подход в творчестве, самореализацию в процессе овладения искусством дизайна и формирования экологической культуры. Рассчитана на детей 10-15 лет.  Посмотреть текст программы

«Волшебный бисер» (бисероплетение)

Изготовление украшений из бисера – увлекательное занятие. Оно развивает художественный вкус, внимательность, аккуратность, координацию движений, мелкую моторику пальцев рук, усидчивость, развивает глазомер. В программу обучения входит: французское искусство изготовления цветов, плетение пасхальных яиц, изучение различных тех­ник  плетения, плетение объемных изделий и украшений, вышивка картин и др. Рассчитана на детей 9-13 лет. Посмотреть текст программы

«Природа и творчество»

Художественное творчество с использованием природных материалов – один из путей приобщения детей к природе, а ручной труд – является прекрасным средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, психических процессов, т.е. общего развития ребенка. Программа направлена на развитие творческих способностей посредством декоративно - прикладного творчества. Эта  программа, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приемами работы с различными материалами: пластилин, соленое тесто, природные материалы, бумага и др. Рассчитана на детей 7-10 лет. Посмотреть текст программы

Социально-педагогическая направленность:

«Основы растениеводства» для детей с ОВЗ

Программа рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение помогает учащимся в освоении эколого-биологических знаний и практических умений и навыков в сфере сельскохозяйственной деятельности, необходимых для дальнейшей их  профилизации. Большая часть содержания программы - практическая деятельность уча­щихся в теплице, в саду, на территории дендрологического парка, в ходе которой решаются задачи обучения, воспитания и коррекции. Программа ориентирована для детей организованных групп коррекционных школ. Рассчитана на детей 14-18 лет. Посмотреть текст программы

«Радуга» для детей с ОВЗ

Целью программы является организация досуга детей с ограниченными возможностями здоровья через вовлечение их в творческую деятельность (декоративно-прикладное творчество), социализация, эмоциональное насыщение. Занятия ручным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. Занятия предполагают совместную деятельность детей и их родителей. Рассчитана на детей 7-13 лет.  Посмотреть текст программы

«Росток»  для детей с ОВЗ

Программа индивидуального обучение на дому для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это модульная программа, которая состоит из разных модулей:  «Вместе с природой», «Волшебный бисер», «Подарок своими руками», «Сувениры из мастерской Флоры», «Планета загадок», «Чудо-глина!», «Лозоплетение», «Наши питомцы», «Навстречу», «Развитие», «Сказкотерапия» и др.. Программа предполагает свободный выбор ребенком образовательного маршрута (модуля) на учебный год. Рассчитана на детей 7-15 лет. Посмотреть текст программы

«Эко-LEGO» для детей с ОВЗ

Программа предназначена для ребят с ограниченными возможностями здоровья, имеющих стабильный интерес к техническому творчеству и желающих осваивать приемы работы с конструкторами LEGO. Работа с деталями LEGO-конструкторов способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук, воображения, памяти, наблюдательности и внимания, способствуют развитию творческих способностей, коммуникативных навыков. Занятия LEGO-конструированием содействуют формированию представлений об устройстве окружающего мира, установлению элементарных причинно-следственных связей, обобщению полученной информации и формулировке соответствующих выводов. Рассчитана на детей 7-9 лет. Посмотреть текст программы

 «Эко-LEGO»

Посредством освоения программы происходит развитие стойкого познавательного интереса к конструкторскому творчеству, развитие аналитического и творческого мышления, являющихся неотъемлемыми характеристиками гармонически развитой личности, способной формулировать и защищать свои идеи и внедрять их в жизнь. Данная программа способствует ранней профориентации и самоопределению младших подростков в будущей профессиональной деятельности с учетом формирования основ экологической культуры будущих рабочих, инженеров и специалистов. Программа  включает два взаимосвязанных компонента – блок «Конструирование» и блок «Экология, биология». Блок «Конструирование» предполагает использование в реализации программы Lego конструктора, зарекомендовавшего себя как универсальный образовательный продукт. Блок «Экология, биология» обеспечивает формирование экоинженерного мышления, способствующего поиску наилучшего инженерного решения, навыков экопроектирования, экомоделирования и экоконструирования. Рассчитана на детей 10-13 лет.  Посмотреть текст программы

«Будь здоров!»

Программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Обучение по программе направлено на воспитание у младших школьников потребности к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Программа реализуется на 3 и 4 классах общеобразовательных школ. Рассчитана на детей 9-10 лет.  Посмотреть текст программы

«Всадники» (коневодство и верховая езда)

Занятия в данном объединении способствуют профессиональному самоопределению подростков на основе формирования у них экологизированного комплекса качеств, знаний, умений и навыков всадника, характерного для высокого уровня общей компетенции в области коневодства и верховой езды. На занятиях дети знакомятся с правилами содержания и эксплуатации лошади, учатся верховой езде, получают общие знания в области биологии лошади, а также сведения различного применения лошади и других транспортных животных в хозяйстве. Рассчитана на детей 12-18 лет.  Посмотреть текст программы

«Всадники (пони)» (коневодство и верховая езда)

Основной идеей программы является формирование у детей базового комплекса качеств, знаний, умений и навыков коневода-всадника. Азы верховой езды дети осваивают на пони, после прохождения обучения по данной программе учащиеся могут продолжить обучение по программе «Всадники». Рассчитана на детей 8-12 лет.  Посмотреть текст программы

«Необычные ездовые животные»

Данная программа дает не только теоретические знания и практические навыки в области использования рабочих животных (лошади, яка, лам, осла, оленя), но и предлагает обучающимся проявить себя в исследовательской и творческой деятельности. Программа рассчитана на выпускников объединения «Всадники». Рассчитана на детей 13-18 лет.  Посмотреть текст программы

«Территория открытий»

В подростковом возрасте основной задачей является активный поиск и пробы себя в разных ролях. В это время происходит жизненное самоопределение в вопросах, каким быть? и кем быть? Четкая половая поляризация в формах межличностного поведения. Становление мировоззрения. Поиск своей социальной роли в группе. Программа ориентирована на изучение психологических особенностей личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе. Программа «Территория открытий» дает подросткам знания о себе, законах психологии, помогает привить интерес к жизни в обществе. Занятия по программе  восполняют то, что не может дать образовательная школа и семья. Занятия ведет педагог-психолог. Рассчитана на детей 13-16 лет.  Посмотреть текст программы